Да там просто не может сохраняться импульс вдоль
потому что если бы он сохранялся, мяч полетел бы наверх, а тележка с человеком - вниз, ниже уровня горизонтальной плоскости.
Вообще в школе нехорошо поступают, обсуждая такие задачи, но не объясняя их внятно. Ходят кругами вокруг ударов и связей, не называя их вслух.
Момент броска формально считается мгновенным, то есть, при
скорость мяча нулевая, а при
- мяч уже летит. Это приводит к тому, что ускорение мяча в этот момент должно быть бесконечным, и силы, действующие в системе, - бесконечными.
(Это - только формально! Реально силы просто (1) довольно большие, и (2) трудно измеримые.)
В такой ситуации, надо вести расчёт не через силы, а через
импульсы сил. Напомню, импульс силы - это интеграл от силы по времени:
или по-школьному,
Дело в том, что здесь мы видим две величины, одна устремляется в бесконечность (
), а другая - в нуль (
), и эти два стремления "компенсируют" друг друга. Почему компенсируют? Потому что в итоге за бросок мяч приобретает конечный импульс:
Вот этот импульс мы и можем точно определить, это "хорошая" величина, и поэтому на его основе и надо строить вычисления. Обратите внимание, что интервал времени, за который вычисляется момент импульса, в данном случае - это момент броска.
В терминах моментов импульса, 2-й закон Ньютона выглядит так:
а закон сохранения импульса:
Теперь должно быть видно, что в проекции на ось
импульс может сохраняться, этому ничего не препятствует, а вот в проекции на ось
- не может, потому что вертикальный импульс человека и тележки, и до и после броска, равен 0. Поэтому, в проекции на ось
в системе действуют силы со стороны Земли на тележку, со стороны тележки на человека, и наконец, со стороны человека на мяч, - и все они могут быть выражены импульсом силы. В данном случае, количественно одним и тем же.