Сопоставив этапы технохимической аурификции (см. Рабинович "Алхимия как феномен средневековой культуры", стр. 273-274) с этапами аурифакции (см. "Словарь античности", стр. 26-27) и алхимического "Opus Magnum" (см. книги Р. Бэкона и Н. Фламеля), я обнаружил следующее интересное соответствие:
1.1) Тетрасомия (получить черный сплав четырех металлов - олово, свинец, медь, железо); 1.2) Меланоз (превратить ртуть, цинк и другие неблагородные металлы в черное "первичное вещество"); 1.3) Нигредо (растворить "философским меркурием" совершенные металлы в черную "первоматерию");
2.1) Аргиропея (превратить тетрасомату сплавлением с ртутью и мышьяком в "серебро"); 2.2) Левкозис (превратить "первовещество" философским камнем в серебро); 2.3) Альбедо (получить из "первоматерии" белый "философский камень", превращающий в серебро);
3.1) Хризопея (превратить "серебро" добавлением серы, "серной воды" и золота в "золото") и иозис (окрасить "золото" в золотистые тона), а также "мультипликация" золота (сплавление золота с серебром и медью); 3.2) Ксанфозис (превратить серебро философским камнем в золото); 3.3) "Павлиний хвост" и рубедо (получить из белого красный "философский камень", превращающий в золото) и мультипликация (повысить его "трансмутационную способность" повтором цикла операций).
Поэтому я решил, что средневековая концепция "Opus Magnum" возникла в результате философского осмысления аурификции, чей рецепт был, возможно, алхимиками утрачен, с последующим переносом характерных особенностей стадий с процесса "аурифакции" на изготовление собственно "философского камня", - но затем я прочитал, что данное изменение окраски действительно наблюдается при получении из ртутной руды хлораурата серебра, которому (или хлориду золота, который также красный?) могли приписывать свойства философского камня.
Но если "философский камень" действительно существует, но является всего лишь солью золота, то как же тогда могли реализовать "трансмутацию" ван Гельмонт и Гельвеций, если посредством нескольких крупинок соли золота невозможно получить золота больше, чем в ней содержится? Относительно трансмутационного "золота" Венцеля Зейлера уже известно, что оно является тем же сплавом серебра с золотом, медью и др., окрашенным в золотой цвет холодной азотной кислотой, - но известно ли, каков химический состав "золота" якобы "трансмутационных" "золотых" монет и медалей?
|