Преимущества газотурбинных двигателей 1. Очень высокое отношение мощности к весу, по сравнению с поршневым двигателем; 2. Перемещение только в одном направлении, с намного меньшей вибрацией, в отличие от поршневого двигателя. 3. Меньшее количество движущихся частей, чем у поршневого двигателя. 4. Меньшее давление в двигателе. 5. Высокая скорость вращения. 6. Низкое потребление смазочного масла (и возможность использовать более дешёвые его сорта). 7. Низкие требования к качеству топлива. ГТД потребляют любое горючее, которое можно распылить: газ, нефтепродукты, органические вещества и пылеобразный уголь.
Недостатки газотурбинных двигателей 1. Стоимость изготовления намного выше, чем у аналогичных по размерам поршневых двигателей, поскольку материалы применяемые в турбине должны иметь высокую жаростойкость и жаропрочность, а также высокую удельную прочность. Машинные операции также более сложные; 2. Как правило, имеют меньший КПД, чем поршневые двигатели, особенно при частичной нагрузке. 3. Задержка отклика на изменения настроек мощности.
Достоинство (1) куда важнее в авиации, чем в автомобилестроении. (5) для автомобиля скорее недостаток, усложняя коробку передач, в отличие от самолёта. (3) и (4) облегчают жизнь конструктора, но не использующего данный двигатель, а его разрабатывающего. Снижение вибрации (2) полезно, но в автомобиле мощность не столь высока, чтобы вибрация была главной проблемой (как на немецких "карманниках", которых на полном мощности дизелей немилосердно трясло). Расход масла (6) менее существенен в плане расходов, чем расход топлива. Многотопливность (7) весьма важна для военных применений (это одна из причин создания танков с ГТД, наряду с уменьшением размеров танка), но в "гражданке" лучше сэкономить на двигателе, чем обеспечить возможность ехать на том, что тылы подвезли или взяли трофеем.
Недостаток (1) важен для всех автомобилей, кроме разве-что небольшого числа спортивно-престижных. Недостаток (2) вообще сделает турбину неприменимой везде, кроме опять же спорта. Недостаток (3) может быть несущественен для гибрида, но гибриды рекламируются, как "экономичные", что резко конфликтует с недостатком (2).
|