Я хотел бы обсудить два аспекта: 1. Смысл жизни индивида. 2. Смысл жизни человечества.
1. Смысл жизни индивида
Здесь вижу два варианта:
1) Жить только для себя. Тогда и польза для других будет (по аналогии, как у Адама Смита).
Здесь цель жизни - зарабатывание как можно большего количества денег, получение ученых и прочих степеней, получение наград и премий, занятие как можно более высокого положения в обществе. Польза для других здесь приложится.
2) Жить для внешней цели. Тогда и личная награда приложится.
Здесь цель жизни - приносить пользу людям, науке, искусству, спорту. Пример: Г.Я. Перельман, который решил задачу тысячелетия, но отказался от званий и премий.
Часто, многие миллиардеры становятся меценатами, потому что свои личные хотелки они давно уже удовлетворили, осталось удовлетворить тщеславие.
Второе, я считаю, предпочтительнее, потому что перед смертью ты спросишь себя: а что осталось после тебя на грешной Земле? Заработанные деньги, степени и награды ведь с собой не утащишь в могилу.
2. Смысл жизни человечества
1) Онтологический принцип: "жить для жизни" - по принципу "плодись и размножайся", не ставя внешних целей. Внешние цели (типа науки) должны обслуживать главную цель человечества - просто жить без конца. Наука обеспечит способ выживания, когда Солнце превратится в красный гигант и уничтожит Землю и также в будущих катаклизмах.
2) Гносеологический принцип: жить для познания окружающего мира. Сначала мы изучали собственную планету, сейчас изучаем нашу Вселенную, завтра - (пока неизвестно). Т.е. главная деятельность у человечества - наука, все остальное - вспомогательное.
Здесь можно упомянуть точку зрения диалектического материализма, где познание является одной из высших форм отражения, и сама разумная жизнь продолжает путь отражения реальности.
Мое личное мнение - разницей между двумя принципами нет, потому что для познавания окружающего мира нужен определенный жизненный уровень, а для бесконечного продления жизни человечества необходимо неограниченное развитие науки и техники.
-- Пт июн 17, 2016 17:58:27 --По поводу смысла жизни индивида приведу здесь отрывок из романа Куваева "Территория":
Цитата:
За окном шумел город. Настольная лампа давала приглушенный свет, и каждый из двух пожилых мужчин в номере думал о силе, которая заставляет их рисковать, тревожиться, лезть на рожон, хотя все можно спокойно, уютно, уважаемо... Их давно не интересовали личные деньги, зарплата, и даже честолюбие с возрастом как-то прошло. Силой этой называлась работа. Но что такое работа? Кто может дать этому краткое и всеобъемлющее определение? Страсть? Способ самоутверждения? Необходимость? Способность выжить? Игра? Твоя функция в обществе? И так далее, до бесконечности.
- Когда меня хватит третий инфаркт, - сказал Чинков, - я хочу в этот миг перед смертью знать, что выполнил почти все, к чему был предназначен. На этом точка.
-- Пт июн 17, 2016 18:16:00 --Оттуда же:
Цитата:
...Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории, погибших в маршрутах, сгинувших в "сучьих кутках", затерявшихся на материке, ушедших в благополучный стандарт "жизни как все", - все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как они знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Может быть, суть в том, чтобы при встрече не демонстрировать сильное оживление, не утверждать, что "надо бы как-нибудь созвониться и..." Чтобы можно было просто сказать "помнишь?" и углубиться в сладкую тяжесть воспоминаний, где смешаны реки, холмы, пот, холод, кровь, усталость, мечты и святое чувство нужной работы. Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тек бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить мужчине и человеку. Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость {твоей} работы - тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: "А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!"
День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..
-- Пт июн 17, 2016 18:18:21 --Из Стругацких, "Град обреченный":
Цитата:
...Все прочее - это только строительные леса у стен храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и совокупляясь, несет человечество, само об этом по подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело, и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень скоро отвлекается на свои, так называемые насущные нужды: начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить - а храм знай себе все растет и растет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно унизить невозможно... Самое забавное, говорил Изя, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно, говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история... Ты, может быть, думаешь, спрашивал Изя язвительно, что сами непосредственные строители этого храма - не свиньи? Господи, да
еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость! Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все человечество - так же. Поколение за поколением жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут - ан, глядишь, - целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой прочный!..