Предлагаю решить философскую загадку. Рассмотрим такое интересное рассуждение:
На данный момент нам известен только один разумный вид - человечество. Поэтому все, что мы знаем о свойствах разума, получено индукцией по одному члену. Мы, таким образом, не знаем, какие свойства нашего разума присущи любому разуму вообще, а какие - именно человеческому разуму. Эрго, любые рассуждения на эту тему будут иметь характер фантазий и спекуляций.
Действительно, чтобы сказать, какие отличительные признаки есть у разумных существ, надо их изучить и найти общие для них свойства, которых нет у существ неразумных, у неразумной природы.
Но здесь проблема: чтобы изучить разумных существ, надо отсеять неразумных от разумных, а для этого надо знать, какие общие отличительные особенности есть у разумных существ. Перед нами замкнутый круг. Даже для того, чтобы первоначально назвать наш "единственный член индукции" (человечество) разумным, надо понимать, что такое разум и не-разум.
Что будем делать? Откуда будем брать определение разума? То есть по каким признакам будем классифицировать существ на разумных и неразумных? Почему выберем эти признаки, а не другие? Совершенно произвольно выдумаем определение? А если не произвольно, то на что будем ориентироваться, чем будем ограничивать фантазию?
Далее. Предположим, что каким-то образом мы определение выбрали = как-то расклассифицировали существ. Будем ли мы изменять определение в процессе изучения? Будем ли мы выбрасывать элементы из множества разумных существ или добавлять элементы к этому множеству? Почему? При каких условиях будем модифицировать определение? К какому идеальному определению будем стремиться, и откуда мы получили представление об этом идеале?
(О разуме говорить не обязательно. Проблема касается любых индуктивных умозаключений.)