Последний раз редактировалось Lia 16.01.2016, 11:25, всего редактировалось 1 раз.
Теория информации На примере музыки мы увидели, что ощущение красоты, гармонии возникает у нас тогда, когда мы чувствуем периодичность каких-то процессов (например, периодические колебания струны). А эта периодичность вызвана слаженностью движения отдельных частиц и их подчинение одному периодическому правилу. Колебания частиц струны называются несущей частотой, а колебания самой струны, которые мы производим пальцами, называются модулирующей частотой. И в момент игры на гитаре происходит передача акустической информации. Аналогичное явление происходит и при голосовом пении. Только здесь вместо струны колеблются голосовые связки, которыми мы можем управлять, меняя их длину и толщину и производя разные ноты. А напевая слова песни губами, языком (речевым аппаратом) мы накладываем на звук дополнительную информацию – модулирующие колебания.
Передача информации возможна не только с помощью звука (акустических волн), но и с помощью любых волновых процессов. Люди научились накладывать информацию на самые разные волны (разной длины) на радиоволны, электромагнитные, оптические, инфракрасные. И таким образом передавать их на дальние расстояния даже без помощи проводов. Передатчик накладывает информацию на несущую волну и передает её в пространство (процесс модуляции), а приемник получает волну и преобразовывает сигнал, выделяя полезную информацию. Но давайте попробуем для начала дать строгое научное определение информации. Под словом информация можно понимать два значения: 1. Теоретическая информация 2. Физическая информация Теоретическая информация – это информация в культурном, бытовом смысле. Например, выраженная словами, напечатанная в книге, передаваемая по телевидению и т.д. В данном случае речь идет о необходимости некой общей символьной, кодовой системе, которую должны знать участники информационного процесса. То есть необходим общий язык общения, который понимали бы все участники общения. Физическая информация – это информация, непосредственно воспринимаемая телом. Это волновой процесс, который не нуждается в кодировке и расшифровке. Способность к её восприятию зависит от умения выделять волны данного типа из общего шума, настраиваться на определенную частоту (примеры: музыкальный слух у человека, радиоприемник, радар). Передача информации – это наложение теоретической информации на физическую информацию (волну) и её трансляция в окружающее пространство. Прием информации – это физическая настройка на получение информации определенного типа, её получение и расшифровка. Нас интересует проблема точности передачи и получения информации, исключающая потерю информации или её искажение. Давайте перечислим, в каких случаях возможны потеря и искажение информации. Будем считать, что все участники процесса заинтересованы в точности приема-передачи информации, т.е. исключим возможность передачи заведомо ложной информации. Итак, искажения и потери информации возможны в случаях: 1. На уровне физической информации - заглушение волны при передаче (преграда) - некачественный прием информации (помехи, шумы) - отсутствие прибора или органа для приема информации 2. На уровне теоретической информации - некачественная формулировка информации - некачественная языковая (понятийная) система, не позволяющая выразить, сформулировать мысль - некачественная расшифровка информации (плохой перевод, двойной смысл и т.д.) 3. На уровне преобразования - психические особенности восприятия информации (мозг неправильно формирует зрительные, слуховые, мысленные образы). Сюда относятся субъективность восприятия, эффект различных иллюзий, органические повреждения мозга, психические отклонения. Представим, что все эти причины устранены, и мы имеем идеальные условия для приема-передачи информации. Можно ли надеяться, что в этой системе будет полное взаимопонимание и согласие? Что в ней будет процветание и гармония? На самом деле выполнения этих условий недостаточно для наступления мира и взаимопонимания. Не хватает самого главного условия – наличия истины, как критерия правильности и нужности теоретической информации. Причем, не только и не столько получаемой, чужой информации, сколько генерируемой, собственной! Да-да, тот самый пресловутый гамлетовский вопрос: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос». Вопрос смысла жизни и получение ответа на него – дело личное, индивидуальное. Не в том смысле, что нельзя об этом ни с кем говорить, а в том, что никто его за тебя не сделает - каждый кушает своим ртом, чужим трудом не насытишься. Так давайте представим себя один на один с Богом. Как будет выглядеть общение с ним? Ведь Бог – это не приемник или передатчик волн. Как же передавать ему информацию, на каком языке? А для общения с Богом никакой язык и не нужен. Вспомните, что мы дали 2 определения информации: теоретической и физической. Общение с Богом возможно только с помощью физической информации. И если попробовать схематично изобразить такое общение, то оно будет выглядеть так:
ссылка удалена (даю ссылку, т.к. рисунок вставить не получилось)
Большой круг – это Бог, вселенная. Маленький кружочек внутри – это ваше Я (или некая физическая частица). На данном рисунке изображены 3 состояния взаимодействия. Большой круг статичен, неподвижен, потому что вокруг него ничего нет, относительно чего он мог бы двигаться. Все изменения возможны лишь внутри него. Маленький кружок – это некая частица, система, существующая во вселенной. У неё есть внутреннее пространство и внешнее. При уменьшении внутреннего пространства, происходит увеличение внешнего, и наоборот. Это два разных информационных состояния. Их чередование создает некое волновое движение, общение – непосредственное общение с Богом, бытие. Оно не нуждается в посредничестве, в переводе, кодировке, и происходит мгновенно. Это и есть предел скорости распространения электромагнитных волн в природе. Поскольку на данном этапе слово скорость теряет всякий смысл. Напоминаю, что любые зрительные, образные модели – это всего лишь мысленные конструкции, которые помогают нам понять механизм, принцип работы, но это не означает, что его надо понимать буквально и приравнивать к реальной действительности. Нет необходимости представлять себя вселенную в форме шара, нет вообще никакой необходимости иметь какой-то зрительный образ вселенной или Бога. И если они возникают у Вас, то необходимо понимать, что их восприятие в той или иной форме связано с Вашим индивидуальным мировосприятием, мировоззрением, Вашим генетическим, культурным и психологическим опытом.
|