Я не математик, и не физик, но мне необходимо понять - почему вектор момента импульса и момента силы направлен перпендикулярно плоскости всех действий при стандартных условиях?
NesalvadorПолагаю, это можно понять, пристально разглядывая рисунки с вращающимися телами. Например, пусть два шарика (точнее говоря, две материальные точки

и

) с одинаковыми массами

вращаются по инерции, скреплённые невесомым жёстким стержнем. Для 3-мерности рисунка изобразил ещё и плоскость с круговой орбитой шаров в виде поверхности стола, хотя никакого стола в этом примере нет :)

Здесь
ось вращения очевидным образом
перпендикулярна плоскости орбиты, т.е. в каждый момент времени ось вращения перпендикулярна вектору скорости шара

и перпендикулярна радиус-вектору шара

проведённому из середины стержня

(будем следить за шаром

а для второго шара всё будет аналогично). При этом в каждый момент времени векторы скорости перпендикулярны радиус-векторам шариков.
Наличие оси вращения люди условились выражать
вектором угловой скорости

Величина его равна угловой скорости вращения

а его направление символизирует направление оси вращения. Более строго говоря, вектор угловой скорости это псевдовектор (его также называют аксиальным вектором): "начало" и "конец" на оси вращения выбраны условно - так, чтобы глядя с "конца" вектора

мы видели вращение против часовой стрелки.
Какой формулой выражается взаимосвязь векторов

и

? Сначала найдём связь между числовыми величинами этих векторов. Если шар движется по круговой орбите с постоянной скоростью

то всю длину окружности

он проходит за время

- за это время шар совершает один орбитальный оборот, т.е. поворачивается вокруг точки

на угол

Значит, величина орбитальной угловой скорости, определяемая как

есть

Эту же взаимосвязь числовых величин можем описать равенством:

А для того, чтобы из такой формулы была видна не только указанная связь величин, но и направления векторов относительно друг друга, запишем вместо (1) следующее векторное равенство с символом векторного произведения


Мы условимся здесь, что направление векторных сомножителей и векторного произведения друг относительно друга именно такое, какое показано выше на рисунке; все три вектора там взаимно перпендикулярны. Если представить себе ещё один шарик - в виде материальной точки расположенной на оси вращения первых двух шаров над (или под) плоскостью их орбиты, - то его скорость

а радиус-вектор параллелен

Значит, векторное произведение (2) взаимно параллельных (или антипараллельных) векторов равно нулю.
Можно заметить также, что если изобразить новую картинку, где на месте прежнего вектора

будет нарисован новый

, а на месте прежнего

будет новый

то новая скорость

окажется противоположной к прежней; значит, векторное произведение меняет свой знак при перестановке сомножителей:

Очевидно также, что если в прежней плоскости орбиты включить на короткое время

пару противоположных сил, которые увеличат (или уменьшат) скорость

показанных выше двух шаров, то увеличится (или уменьшится) угловая скорость шаров

, а направление оси вращения останется прежним. Т.е. вектор угловой скорости

удлинится (или укоротится) на какой-то вектор

без изменения своего направления. Этот факт ведёт нас к представлению о некоем "векторе момента сил", вызывающем изменение

вектора угловой скорости

. В данном примере естественно думать, что вектор момента сил параллелен оси вращения, поскольку вызванное им изменение

параллельно оси вращения. Попробуем это записать в форме векторного равенства.
Представим себе вектор силы

параллельный вектору скорости

шара

За короткое время

сила изменяет вектор импульса шара

на
так что (это второй закон Ньютона):

Чтобы представить это равенство как равенство векторов, параллельных оси вращения шаров, умножим
векторно левую и правую сторону этого равенства на радиус-вектор шара


Обозначив здесь левую сторону как

- это у нас будет вектор скорости изменения "момента импульса", а правую сторону обозначив как

- это у нас будет вектор "момента сил", можем записать равенство (5) в виде:

В качестве не сильно сложного упражнения проверяется, что при этом сам орбитальный момент импульса материальной точки

можно определить формулой:

В нашем примере орбитальный момент импульса одного шарика-точки есть

Система двух шариков

и

имеет вдвое больший момент импульса.
Рассмотрим теперь другую ситуацию. Пусть до включения пары сил шарики

и

покоились, а затем на короткое время включалась пара сил, перпендикулярных той же плоскости, которая была показана на предыдущем рисунке:

Очевидно, что здесь за время

шарики приобрели угловую скорость

в направлении "на нас". Соответствующее этому факту изменение момента импульса одного шарика есть
где

Наконец, можем попытаться "просуммировать" эту ситуацию с самой первой ситуацией, где шарики вращались вокруг вертикальной оси (см. первый рисунок). Мы видим, что показанная на втором рисунке пара сил стремится повернуть стержень в плоскости рисунка, т.е. эта пара сил как бы "стремится наклонить ось вращения налево". Однако, векторы

и

параллелльные вертикальной оси вращения, при этом получают добавки

и

направленные "на нас", и превращаются в слегка наклонённые "на нас" векторы

и

(С Новым Годом!)
(Если чё-ньть слегка напутал, прошу извинить, всё ж таки Новый Год. Всех с Новым Годом! :-)