ASHЗадача, о которой я написал, -- это тоже пифагорова тройка (18, 24, 30), которую легко получить из тройки (3, 4, 5).
***
имея на вооружении "метод таблички для анализа" современный школьник получает неслабую фору перед древним гением. ... Эту фору даёт культура, а не наблюдательность или острота ума.
Ну, древние гении не были такими уж бескультурными, они тоже умели составлять таблички.
Пример -- глиняная табличка
Plimpton 322, которая является то ли продуктом труда древнего гения, то ли сборником упражнений для школьников. О ней рассказано и в книге Вардена.
Интересно, а наличие у месопотамцев таких табличек -- это аргумент за то, что они знали теорему Пифагора, или это аргумент против? Мне кажется, что это аргумент за, потому что измерением трудно найти пифагоровы тройки из Plimpton 322.
Из этого я заключаю, что ответ на вопрос первой части Вашего стартового сообщения мало что даёт (имхо) для понимания исторических вопросов.
Наоборот, я хотел в истории найти подсказку для того, чтобы сделать покороче дистанцию от опытных данных до закономерности, дистанцию, которая преодолевается случайным прыжком-догадкой. (А-ля загадка зарождения жизни.)
***
Да, думаю, что аккуратное и систематичное табулирование результатов измерений и внимание к красивым, целым числам могут увеличить шансы на угадывание данной закономерности.
(О школе)
В школе не уделяют внимания поиску гипотез. И наказывают за ошибки, что вообще отбивает желание думать и учиться.
Дрессировщики знают, что обучение ускоряется в разы, если поощряешь за успехи, но не наказываешь за неудачи. Ошибки -- элемент поиска и выработки навыков, в т.ч. навыка находить нестандартные ходы, угадывать. Этот навык успешно вырабатывается даже у домашних животных.
В школе акцент смещён на заучивание фактов, теорем, доказательств, т.е. на результаты научного процесса, а не на его ход. Но "суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением". "Голый результат есть труп".
***
Не знаю, что вам кажется, но данный чертеж был известен до нашей эры
Вы думаете, что кто-то когда-то нарисовал именно такой чертёж, долго на него смотрел и вдруг открыл теорему Пифагора? А зачем он нарисовал именно такой чертёж? Случайно? Маловероятно.
Если бы этот чертёж был нужен для чего-нибудь кроме доказательства теоремы, то можно было бы допустить, что её открыли с помощью этого чертежа.
Я думаю, что данное доказательство не воспроизводит тот путь, которым прошла мысль, формулируя гипотезу о закономерности имени Пифагора.