2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 00:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Предлагаю посмотреть на весьма оригинальную задачу, взятую с Math.SE и там пока не решённую, несмотря на обещанный за неё приз.

Дана перестановка чисел $\{a_{i}, i=1,...,2016\}$ на множестве $A=\{1,...,2016\}$, такая что
$$
\forall i,j\in A, \ i\neq j, \quad \dfrac{a_{i}-a_{j}}{i-j}\neq 1.
$$
Доказать, что для некоторых $p,q\in A$ выполняется равенство:
$$
|p-q|+|a_{p}-a_{q}|=2014.
$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 01:08 
Аватара пользователя


29/06/15
277
[0,\infty )
Начало решения. введем 4031 множество $D_{-2015},D_{-2014},...D_0,...D_{2015}$ условием $D_i=\{(k,a_k):a_k-k=i\}$ , на графике это диагонали вправо -вверх. Условие задачи означает ровно то, что на каждой диагонали не более одной точки графика, а всего их 2016. Некоторая аналогия с расстановками ферзей :-) Введем теперь отношение эквивалентности $D_i\sim D_j$, если $i\equiv j \pmod{2014}$. В классах с представителями $D_2,...D_{2012}$ по 2 исходных диагонали, присутствие двух точек в этом классе- зхначит они на разных диагоналях, значит для них выполнено заключение задачи (полупериметр координатного прямоугольника, построенного на этой паре точек как на диагонали, равен 2014). Для применения принципа Дирихле заметим, что в классах $D_{2013},D_{2014},D_{2015}$, содержащих по 3 исходных диагонали, не более чем по 2 точки графика, и в тех, в которых их две, они на двух удаленных друг от друга диагоналях. Максимум точек получился 2017.Если их не менее 2016 (иначе работает Дирихле), то среди точек графика есть угловая: $(1;2016)$ или $(2016,1)$. Тогда все можно свести к отображению 2015 точек в себя, рекурсия и снова то же рассуждение (додумать)

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 07:59 
Аватара пользователя


29/06/15
277
[0,\infty )
UPD: посмотрел снова, все нормально. Случаи $a_1=2016$ и $a_{2016}=1$ рассмотрим в начале доказательства, как разминку читателя. Введем $b_k:=a_{k-1},k=2,...2016$ или $b_{k}:=a_k -1,k=1,...2015$ соответственно , и все рассуждения проделаем для отображения 2015 чисел в себя
Введем 4029 множеств $D_{-2014},D_{-2013},...D_0,...D_{2014}$ условием $D_i=\{(k,b_k):b_k-k=i\}$ , на графике это диагонали вправо -вверх. Условие задачи означает ровно то, что на каждой диагонали не более одной точки графика, а всего их 2015. Введем теперь отношение эквивалентности (раскрасим в 2014 цветов) $D_i\sim D_j$, если $i\equiv j \pmod{2014}$. В классах с представителями $D_1,...D_{2013}$ по 2 исходных диагонали, присутствие двух точек в этом классе- зхначит они на разных диагоналях, значит для них выполнено заключение задачи (полупериметр координатного прямоугольника, построенного на этой паре точек как на диагонали, равен 2014). Для применения принципа Дирихле заметим, что в классе $D_{-2014}\cup D_0 \cup D_{2014}$, 3 исходных диагонали, не более чем 2 точки графика, если их две, они на диагоналях-точках$D_{-2014}, D_{2014}$.В последнем случае снова сведем к меньшей задаче, с 2013 точками: $c_{k-1}:=b_{k}-1,k=2,...2014$.. Максимум точек получился 2014, работает Дирихле. Теперь рассмотрим основную ветвь (предыдущий пост)
И за это приз? Если не ошибаюсь, там добавились верные частные соображения. Нормальная была задачка для семинара по дискретке со студентами где-нибудь в Саратове, на тему "биекции конечного множества в себя". А то во всех учебниках "график отношения", а какая от него польза, не показывают. Польза, что все видно.
UPUPD: давайте над этой Exchange постоянное шефство возьмем, только в какой форме: ссылки сюда, пусть учат русский, или все-таки не лень переводить на инглиш, тогда кто? я пас

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 08:07 
Заслуженный участник


25/02/11
1797
У них есть гугл-переводчик :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 09:52 
Заслуженный участник


26/10/14
380
Новосибирск
iancaple в сообщении #1053713 писал(а):
они на разных диагоналях, значит для них выполнено заключение задачи

Мне кажется, это неверно. Из того, что они на разных диагоналях, следует $a_k-k=i$, $a_l-l=i+2014$ для некоторых $k,l$. Отсюда $(a_l-a_k)+(k-l)=2014$, но в условии задачи модули! И если $(a_l-a_k)$ и $(k-l)$ разных знаков, то заключение задачи не будет выполнено. Выразим $a_l-a_k=2014-(k-l)$ и при $k-l>2014$ как раз получаем разные знаки, аналогично $l-k=-2014+(a_l-a_k)$ и $(a_l-a_k)>2014$. Например, $(2016,2),(1,1),(2,2016)$ - три точки на трёх эквивалентных диагоналях, но никакие две решением задачи не являются. Или вот целое семейство пар, лежащих на эквивалентных диагоналях, но так же не подходящих: $(2016, k+1),(1, k),k=1, \ldots, 2015$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 10:23 
Аватара пользователя


29/06/15
277
[0,\infty )
NSKuber, спасибо. Это довольно редкие примеры. Подумаю , как подправить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 14:30 
Аватара пользователя


29/06/15
277
[0,\infty )
NSKuber в сообщении #1053739 писал(а):
Например, $(2016,2),(1,1),(2,2016)$ - три точки на трёх эквивалентных диагоналях
И вот только этот пример "обломал" все доказательство (есть еще пример, симметричный этому, а больше подобных нет). Рекурсия к эквивалентной задаче с 2013 элементами $b_{k-2}=a_k-2,k=3,4...2015$, при этом запрещена диагональ (она же класс) $D_0$, остается 2013 точек в 2013 классах, вполне могли быть. Сравним с задачей о расстановке ферзей на доске $2013\times 2013$. Здесь "ферзи другие".В чем-то слабее (по той диагонали, что влево-вверх, не ходят как хотят) Зато одновременно с ходом по диагонали вправо-вверх "имеют право" переместиться ровно на 1007 клеток вдоль диагонали влево-вверх. Ну и еще для расстановки запрещена главная диагональ. Вряд ли кто так задачу ставил раньше. Но решение ее эквивалентно ответу на эту.
Если бы не было двух модулей, с условием $|p-q-a_p+a_q|=2014$ - решено.
А данная нет. Приношу извинения, кто из-за меня не взялся вовремя решать :oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 15:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
iancaple
Вопрос из простого любопытства (пока я не в этом танке :)
Но если ответ не очевиден, большая просьба не тратить усилия:
Даёт ли Ваша идея решение для других чисел (вместо 2016 и 2014) или, быть может, целого класса зависимостей между ними? На MSE в комментах привели примеры, что если "2016" положить 10, а "2014" -- 8, то требуемые $p,q$ существуют далеко не всегда. Но если появляется решение для какого-то класса чисел, то потенциально появляется перспективное направление, в котором можно копать (возможно, другими методами).

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 16:54 
Заслуженный участник


04/03/09
914
grizzly в сообщении #1053808 писал(а):
На MSE в комментах привели примеры, что если "2016" положить 10, а "2014" -- 8, то требуемые $p,q$ существуют далеко не всегда.

Вдобавок к проверенным там 4,6,8,10 посмотрел 12 и 14, для них тоже не всегда существуют нужные $p,q$. Чем же 2016 так замечательно?
UPD Для 16 также нашелся контрпример.

 Профиль  
                  
 
 Re: Настройка равенства
Сообщение16.09.2015, 17:21 
Аватара пользователя


29/06/15
277
[0,\infty )
Обобщение (исправлено в цитате)
grizzly в сообщении #1053708 писал(а):
Дана перестановка чисел $\{a_{i}, i=1,...,N\}$ на множестве $A=\{1,...,N\}$, такая что
$$
\forall i,j\in A, \ i\neq j, \quad \dfrac{a_{i}-a_{j}}{i-j}\neq 1.
$$
Доказать, что для некоторых $p,q\in A$ выполняется равенство:
А)$$
|p-q|+|a_{p}-a_{q}|=M.$$
Б)$$
|p-q-a_{p}+a_{q}|=M.
$$
Пусть $M<N$.
Число непустых диагоналей в плоскости графика-$2N-1$
Число классов, в которых 3 диагонали (назовем эти классы "двухместными клетками Дирихле") $2N-2M-1$(теоретически). Общее число классов $M$. Число мест в классах $2N-M-1$ (теоретически), но рассмотрение эффектов в углах, где не все места могут быть заняты одновременно, снижает число мест еще на 2
Условие применимости принципа Дирихле в задаче Б) $2N-M-3\leq N-1$,отсюда$M=N-1$ или $N-2$
Но именно при $M=N-2$ и только в задаче А) возможны эти "новосибирские тройки", делающие одну клетку из двухместной - трехместной, и все ломается. При $M=N-1$ утверждение верное и легкое. И задача Б) всегда легкая. Чем задача А) естественнее задачи Б) -не вижу. Пока у меня все.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group