можно ли в этой и подобных задачах условие про невозможность проскальзывания условно представлять себе как наличие некой зубчатой передачи
Это хорошая мысль. С ее помощью, глядишь, и на это:
Вот я бы хотел это услышать.
можно почти строго ответить. Мы исследуем устойчивость системы, т.е. смотрим где минимум ее энергии и не хочет ли система в этот минимум свалиться. Два нижних колеса ни на что не влияют, и все, что система может сделать - "опустить" верхнее колесо. Для этого нижним колесам надо разъехаться в стороны. Пусть на колесах зубцы, и на горизонтальной "рейке" тоже. Предположим, что левое нижнее колесо (
) съехало вправо "на три зуба", повернувшись по часовой стрелке. Колесо
обязано повернуться на три зуба против часовой, но тогда оно повернет колесо
на те же три зуба по часовой - деваться ему некуда. Значит колеса
и
сдвинутся вправо на одинаковое расстояние, значит расстояние
не поменяется, т.е., как бы мы колеса не крутили "кинематика зацеплений" не позволит изменить это расстояние. Значит система находится в безразличном равновесии. Если в начальный момент колеса не крутились, то они и не будут крутиться, если крутились - поедут себе куда глаза глядят, но колесо
расстояние до поверхности не поменяет никогда. Если позволить дискам проскальзывать, то все станет существенно сложнее, и, боюсь, на пальцах уже не решится.
Если же в ситуации как на картинке система не придёт в движение тогда непроваливаемость верхнего диска должна следовать и без рассуждений о его вращении.
Если бы диск
мог проваливаться, то система могла бы сама поехать за счет "перегонки потенциальной энергии в кинетическую".