Доброго времени суток, товарищи форумчане! Давно меня здесь не было... Я вообще не любитель стряпать "посты", однако мысль назрела и не дает мне покоя. Сейчас стало модно ругать ЕГЭ, как будто если ЕГЭ отменить, то все проблемы в школьном математическом образовании просто исчезнут. Но это не так! Я объясню... По состоянию на 21 век мы имеем два независимых курса: "школьная математика" (которую изучают в школах), "математика" (которую изучают в университетах). Руководствуясь простой логикой, должен быть единый неразрывный курс под названием "математика", часть которого читается в школе, а часть в университете. Это логично и правильно. В реальности все с точностью да наоборот. Ученик чему-то учился в школе, поступил в университет на математическую специальность, а там ему говорят: "Забудь все, что учил. Мы будем тебя переучивать." Это бред, но это только пол беды. Давайте присмотримся к школьной математике. Что учат в школе? В школе есть две математические дисциплины: алгебра (которая не имеет отношения к алгебре), геометрия (о ней я еще скажу). На алгебре я акцентировать свое внимание не стану - это винегрет из всякой всячины, который никак не отсортирован. Давайте поговорим о геометрии. Сакральный смысл школьного курса геометрии в том, чтобы познакомить ученика с аксиоматическим методом, научить ученика мыслить в теоретико - доказательной плоскости. Идея хороша, но реализация подкачала. В качестве базовой системы аксиом выбирается система аксиом Евклида (5 аксиом), которая неполна. Первая же теорема в "данном курсе" доказывается неверно. Но никого эти "мелочи" не интересуют. Детей учат неправильно доказывать теоремы, а система аксиом "для галочки", чтобы показать, что все это не просто так, что детвора усваивает принцип: "определения - аксиомы - теоремы - доказательства"! Ну да ладно! Хуже всего то, что большая часть учеников даже не понимает формулировки аксиом Евклида. А почему? А потому что для того, чтобы понять смысл хотя бы данных пяти аксиом, нужно "окунуться" в ТМ (теорию множеств). Как можно объяснить ребенку, что такое прямая, если он не понимает, что такое множество? Дальше больше... Детей заставляют вычислять длину, площадь и объем, хотя они не знают, что такое мера. Детям объясняют, что вектор - это направленный отрезок, хотя не существует никаких "направленных отрезков". Детям рассказывают про движения плоскости, хотя они не знают, что такое функция, группа, симметрия. И так далее... Все это печально и довольно бессмысленно. Кому нужна такая хромая геометрия? Не удивлен, что дети этот предмет не любят! Этот курс можно сравнить с хромой лошадью. Лучше идти пешком, чем ехать на ней. Что делать? Менять весь курс школьной математики. Как? У Романа Добровенского есть свои идеи на этот счет, у меня тоже... И я думаю, что мы не одиноки. Идеи нуждаются в доработке, однако смысл в том, что перемены НУЖНЫ. Школьник теряет 12 лет своей жизни не понятно на что, и в университете учит то, что должен был выучить еще в школе. На четвертом курсе он с трудом осваивает материал, который полагается знать первокурсникам! Что еще можно к этому добавить? Пожалуй, ничего......
|