Нашел одну книгу, которую с большим интересом читаю.
Питер Бернстайн, Против богов. Укрощение риска.
Вот ссылка на файл
ftp://ftp.tomsk.ru/pub/books/bernstein.djvu
Автор с исторической и философской точки зрения рассматривает возникновение и развитие методов оценки рисков. Один из тезисов - что наличие таких методов является одной из характеристик нынешней эпохи, отличающей ее от предыдущих эпох. Например, в древности люди жили по одному и тому же укладу, причем перед ними не стояли проблемы выбора, последствия которого могли быть очень сильны. От будущего им требовались только предсказания погоды, а также расчеты календаря. Вообще будущее представлялось им хаотичным и совершенно непредсказуемым. В мифах древних греков это отражалось наличием большого числа богов-самодуров, которые сообразно своему минутному настроению решали судьбы людей. Человек сам ни на что не влиял. В научном плане греки почитали абсолютные истины, полученные доказательством и незыблемые. Изучать научно случайности, которые нельзя предсказать, им и в голову придти не могло.
Постепенно с развитием торговли, финансовых институтов и т.д. перед людьми все чаще встает необходимость делать правильные выборы и рассчитывать, что будет в будущем. Это в принципе меняет сам взгляд на будущее, его восприятие.
Любителям чисел на форуме может быть интересна соответствующая глава в той же книге. Автор пишет, что в древности числа по сути использовались лишь как способ записи результатов уже совершенных операций. Для этого, действительно, можно обойтись без того же нуля (раз ничего нет, то и писать нечего), не говоря уж про отрицательные числа. Но постепенно числа превращаются в инструмент, с помощью которого эти (и гораздо более сложные) операции собственно выполняются. Это важный аспект их эволюции.
В общем, описывать содержание книги - дело не очень благодарное, там все написано гораздо лучше и подробнее. Рекомендую.
Добавлено спустя 7 минут 54 секунды:
John Wiley & Sons писал(а):
В этом уникальном исследовании, посвященном роли риска в нашем обществе, Питер Бернстайн доказывает, что освоение методов оценки риска и контроля над ним является одной из главных особенностей нашего времени, отличающих его от более ранних эпох. «Против богов: Укрощение риска» читается как роман, как хроника замечательных исканий интеллекта, освободивших человечество от власти оракулов и гадалок с помощью мощных инструментов управления риском. Это увлекательное повествование о греческих философах и арабских математиках, о купцах и ученых, игроках и философах, известных всему миру интеллектуалах и малоизвестных, но сыгравших значительную роль дилетантах, которые способствовали созданию современных методов привлечения будущего на службу настоящему, позволивших сменить беспомощную покорность судьбе активным выбором и принятием решений.
Когда инвесторы покупают акции, хирурги делают операции, инженеры проектируют мосты, предприниматели начинают новое дело, политики выставляют свои кандидатуры на выборах, риск оказывается их неизменным партнером. Однако практика показывает, что сегодня риска бояться не нужно: стратегия поведения в условиях риска стала синонимом соревнования и использования благоприятных возможностей.
Бернстайн создал замечательные очерки жизни и деяний таких выдающихся интеллектуалов, как Омар Хайям, Паскаль и Бернулли, Байес и Кейнс, Маркович и Эрроу, Гаусс, Галътон и фон Нейман. В свойственной ему занимательной литературной манере он освещает понятия вероятности, выборки, регрессии относительно среднего, теории игр и соотношения рационального и иррационального в процессе принятия решений. В заключительных главах книги поднимаются важные вопросы о роли компьютеров, соотнесенности между фактами и субъективными представлениями, о роли теории хаоса и влиянии развивающихся рынков производных ценных бумаг и о возрастающем значении количественных методов. «Против богов» — зто одна из редких книг, превращающих ознакомление с наиболее сложными проблемами нашего времени в поистине упоительное чтение.
Добавлено спустя 9 минут 17 секунд:Bernstein писал(а):
Идея управления риском всплывет только тогда, когда люди поверят, что они обладают некоторой степенью свободы