1. не понимаю, почему: место, оставшееся на донорном уровне (в запрещенной зоне) после перехода электрона в зону проводимости, не является дыркой? По логике - это свободное пятое место на орбите донорного 5-ти валентного атома, может двигаться, почему это не дырка?
Стоп, а как это оно может двигаться?
Сравните с движением обычной дырки в валентной зоне.
2. после введения примеси в полупроводник (например N полупроводник) концентрация свободных электронов увеличивается, в основном, не за счет ионизации атома кремния, а за счет ионизации 5-го валентного атома донора, если правильно понимаю.
А как вы собираетесь эти факторы разделить? Просто в кристалл вносятся дополнительные электроны, что смещает уровень Ферми (химпотенциал) вверх в энергетической щели.
Так откуда появляются дополнительные незанятые места в валентной зоне (ковалент.связей) атомов кремния?
По-моему, нельзя говорить одновременно на языке зон, и каких-то "ковалентных связей". Оставьте ковалентные связи химикам, и системам масштаба одной молекулы. А тут кристалл.
И зоны к атомам кремния не привязаны. Они привязаны ко всей решётке в целом. Скажем, если мы возьмём кристалл составного вещества, ну хоть
то зоны в нём - будут образованы именно всей элементарной ячейкой. Нельзя будет сказать, что "вот эти зоны от галлия, а вот эти от мышьяка".
Так откуда появляются дополнительные незанятые места в валентной зоне (ковалент.связей) атомов кремния? и соответственно увеличивается вероятность рекомбинации свободных электронов ?
Это я не знаю. Хотелось бы услышать источник и цитату.
3. как может образоваться энергет.уровень в запрещенной зоне (донорный ур.) если эти энергии для электрона запрещены, согласно постулатам Бора?
Э-э-э, это как это запрещены?
Уровни от примесей (как донорные, так и акцепторные) появляются подобно уровням свободного атома в вакууме. Сам атом примеси можно представить себе как "атом кремния плюс добавка". И эта добавка похожа на ядро атома водорода, и вокруг неё возникают уровни, аналогичные уровням электрона в атоме водорода. Уровни связанных состояний в атоме водорода - ниже 0, то есть в "запрещённой зоне" свободного электрона. И аналогично, атомы примеси создают такие уровни, отсчитывая от края разрешённой зоны, в запрещённой зоне, в полупроводнике:
- донорные примеси наверху запрещённой зоны, от края зоны проводимости как от 0;
- и акцепторные примеси внизу запрещённой зоны, от края валентной зоны, как от 0.
Атом донорной примеси подобен атому водорода (в нейтральном состоянии содержит электрон, но может его отдать при ионизации), а атом акцепторной примеси - подобен "атому антиводорода", в том смысле, что в нейтральном состоянии "содержит дырку" (не содержит электрона), но "может отдать её при ионизации" (может захватить электрон, и выпустить дырку в свободное плавание).
Отсюда и вопрос: электроны, находящиеся на уровне донора
, действительно ли обладают существенно большей энергией, чем валентные электроны и лежат в запрещенной зоне или диаграмма просто схематично показывает, что с уровня
оторвать электрон и перевести его в зону проводимости легче
А в чём разница между этими двумя описаниями? IMHO, оба верны.
в лит-ре указано, что при формировании
перехода в равновесном состоянии ур.Ферми "выпрямляется" вдоль всей зонной диаграммы
перехода. Отсюда и вопрос: как выглядит уровень Ферми на диаграмме для туннельного перехода при перекрытии зон ?
Уровень Ферми остаётся прямой линией, как поверхность воды в водоёме. А искривляются уровни зон.
Вот картинки из Зи (обычный pn-переход, и гетеропереход между двумя разными полупроводниками):