2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 01:14 
Аватара пользователя


07/03/17
77
Pphantom в сообщении #1224496 писал(а):
Верно, но об этом уже написал Munin - идеально однородного поля не бывает, а в качестве приближения этот случай ничем не хуже, чем электрическое поле между двумя заряженными пластинами.

Тогда яснее, но на всякий случай спрошу.
Из этого следует, что в реальной жизни расстояние все-таки имеет значение, а в теории мы вынуждены идеализировать, чтобы проходить тесты?

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 01:29 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
h37kkx32 в сообщении #1224500 писал(а):
Из этого следует, что в реальной жизни расстояние все-таки имеет значение, а в теории мы вынуждены идеализировать, чтобы проходить тесты?
И да, и нет. С одной стороны, расстояние действительно имеет значение, с другой - дело не только в тестах. Учесть все, что может хоть как-то влиять на результат, просто технически невозможно, поэтому перед решением любой задачи (и учебной, и реальной) нужно понять, какая точность результата нас интересует, после чего выяснить, чем именно при такой желаемой точности мы можем пренебречь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 01:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
h37kkx32 в сообщении #1224488 писал(а):
в школе не требуют высокий уровень точности в таких вычислениях.

В физике довольно часто не требуется высокий уровень точности. Это зависит не от школы, а от того, какой нужен результат, и для чего.

Кроме того, с уровнем точности бывает плохо промахнуться и в "более точную" сторону. Очень часто на более высоком уровне точности задача быстро становится неподъёмной, нерешаемой.
- Или вы не знаете пока нужной математики.
- Или получение ответа очень трудоёмко.
- Или точного ответа вообще не существует - это часто случается, если требуется аналитический ответ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 07:59 
Заслуженный участник


16/02/13
4112
Владивосток
h37kkx32 в сообщении #1224500 писал(а):
в реальной жизни расстояние все-таки имеет значение
Не поленитесь, проверьте. Сила тяжести обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами. Это верно и для шаров постоянной (ну, точнее — зависящей только от расстояния до центра) плотности. Примите (приблизительно) Землю за такой шар. Отыщите в справочниках радиус Земли, да сравните ускорение свободного падения на поверхности и на высоте, скажем, километра от неё.

-- 12.06.2017, 15:01 --

Я не раз замечал, что когда руками всё проделаешь — становится понятнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 13:14 
Аватара пользователя


07/03/17
77
iifat в сообщении #1224528 писал(а):
Не поленитесь, проверьте.


$R=6400\cdot 10^3$ (м)
$M=5,98\cdot 1024$ (кг)
$m=600$ (кг)
$F=G\cdot \frac{m\cdot M}{R^2}=6,7\cdot 10^{-11} \cdot \frac{6\cdot 64\cdot 10^7}{40960\cdot 10^9}=0.0628125\cdot 10^{-13}$ (Н)
$F=0.0628125\cdot 10^{-13}=mg=600\cdot g$ (Н)
$g=\frac{0.0628125\cdot 10^{-13}}{600}=0,0001046875\cdot 10^{-13}$ (м/ $c^2$)

Я где-то запнулся?

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 13:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Кажется, не то подставили. Посмотрите на $M$ -- где оно в формуле для $F$? Ну и ясно, что в его записи не $1024$, а $10^{24}$, опечатка

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 13:23 
Аватара пользователя


07/03/17
77
provincialka в сообщении #1224584 писал(а):
Кажется, не то подставили. Посмотрите на $M$ -- где оно в формуле для $F$?

Действительно, стыдно. Попробую еще раз.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 13:33 
Заслуженный участник


16/02/13
4112
Владивосток
h37kkx32 в сообщении #1224581 писал(а):
$M=5,98\cdot 1024$ (кг)
Описка, полагаю. Согласно Википедии, $5.98\times10^{24}$. Как по мне, больше похоже на правду.
h37kkx32 в сообщении #1224581 писал(а):
$m=600$ (кг)
Это ещё зачем?
И что у вас там вместо массы Земли в формулу подставлено, не пойму.
h37kkx32 в сообщении #1224581 писал(а):
Я где-то запнулся?
А вас получившаяся сила притяжения 600-килограммовой дуры к Земле заставляет всего лишь сомневаться?

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 13:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
h37kkx32
Когда досчитаете, загляните в оффтоп

(Меньше цифр, больше букв!)

$F_0=G\cdot \frac{m\cdot M}{R^2}, F_1=G\cdot \frac{m\cdot M}{(R+1)^2}$

А теперь вычтем: $F_0-F_1 =GmM(\frac1{R^2}-\frac1{(R+1)^2})=GmM(\frac{2R+1}{R^2(R+1)^2})$

Относительная погрешность $\frac{F_0-F_1}{F_0}=\frac{2R+1}{(R+1)^2}$

Вот и оцените эту величину! Сколько процентов?

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 13:47 
Аватара пользователя


07/03/17
77
$R=6400\cdot 10^3$ (м)
$M=5,98\cdot 10^{24}$ (кг)
$m=600$ (кг)
$F=G\cdot \frac{m\cdot M}{R^2}=6,7\cdot 10^{-11} \cdot \frac{5.98\cdot 6\cdot 10^{26}}{4096\cdot 10^{10}}=0,0586904296875\cdot 10^{5}=5 869.04296875$ (Н)
$F=5 869.04296875=mg=600\cdot g$ (Н)
$g=\frac{5 869.04296875}{600}=9,78173828125$ (м/ $c^2$)

Меняем высоту, километра на $\sqrt{4}$ (или как-то так, я запутался, в общем, в знаменателе цифру подправил):
$F=G\cdot \frac{m\cdot M}{R^2}=6,7\cdot 10^{-11} \cdot \frac{5.98\cdot 6\cdot 10^{26}}{4100\cdot 10^{10}}=5863,31707317073$ (Н)
$g=\frac{5863,31707317073}{600}=9,77219512195122$ (м/ $c^2$)

$\Delta g=|9,77219512195122-9,78173828125|=0,0095431592987805$

Изменение относительно h=0:
$100 / 9,77219512195122 \cdot 0,0095431592987805 \approx 0,09765625\% \approx 0.1\%$

iifat в сообщении #1224591 писал(а):
h37kkx32 в сообщении #1224581 писал(а):
$m=600$ (кг)
Это ещё зачем?

Для того, чтобы не привыкать к сокращенным формулам.

provincialka в сообщении #1224594 писал(а):
h37kkx32
Когда досчитаете, загляните в оффтоп.
Вот и оцените эту величину! Сколько процентов?

Объясните пожалуйста, в чем смысл этой величины.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 14:10 
Заслуженный участник


16/02/13
4112
Владивосток
h37kkx32 в сообщении #1224596 писал(а):
Для того, чтобы не привыкать к сокращенным формулам
Дело, конечно, ваше, только причём тут «сокращённые формулы»? Формула для ускорения свободного падения $g=G\frac M{R^2}$, и она именно такова и есть — не «сокращённая», не «урезанная», ни какая-нибудь там ещё, а совершенно точная.
h37kkx32 в сообщении #1224596 писал(а):
$g=\frac{5 869.04296875}{600}=9,78173828125$ (м/ $c^2$)
Насколько я помню со школы, $9{,}81$. В принципе, хороший тон в численных расчётах — выписывать знаки после запятой в количестве, соответствующем исходным данным: коли уж вы решили сократить $G=6.67408 \times 10^{-11}\ \text{м}^3 \text{кг}^{-1} \text{с}^{-2}$ до одного знака после запятой, то и результат следовало б сократить до того ж одного знака; если вам мало одного в результате, то и константу стоило б брать в расчётах точнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 14:20 
Аватара пользователя


07/03/17
77
iifat в сообщении #1224603 писал(а):
причём тут «сокращённые формулы»

Если не ошибаюсь, силы гравитационного притяжения зависят от массы взаимодействующих тел. И величина силы прямо пропорциональна массам тел. Чем больше масса, тем с большей силой тело притягивает к себе другие тела. Думаю, что формулу просто упростили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 14:21 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
iifat в сообщении #1224603 писал(а):
Насколько я помню со школы, $9{,}81$.
Вообще говоря, полуоси земного референц-эллипсоида - это 6357 км и 6378 км. Соответственно, если для оценки в качестве радиуса Земли используется 6400 км, то ничего лучше $9.8$ получаться и не должно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 14:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
h37kkx32 в сообщении #1224596 писал(а):
Объясните пожалуйста, в чем смысл этой величины.

Это относительная погрешность/относительное изменение. Например, точное значение чего-то равно $15,8$ см, а вы намеряли $16,1$ см. Какова погрешность? Ясно, что $16,1 -15,8= 0,3$ (см). Номного это или мало? Можно посмотреть, какую долю эта величина составляет от "точного" значения $15,8$. Получаем $\frac{0,3}{15,8}=0,0189... \approx 0,019$. То есть разница составляет меньше 2%.

А вот если исходная величина была равна $0,6$, то разница $0,3$ будет составлять уже 50%.

В вашем примере разница составит $\frac{2R+1}{(R+1)^2}=\frac{2\cdot 6370+1}{6371^2}\approx 3\cdot10^{-4}$, то есть примерно 0,03%. При исходном значении $9,81$ эта разница составит $0,003$ м/с2. Мелочь, не правда ли?

-- 12.06.2017, 14:32 --

h37kkx32 в сообщении #1224608 писал(а):
Думаю, что формулу просто упростили.

Сила -- да. А ускорение? Вы не заметили, чтовы при его вычислении поделили на ту самую массу $m$?

-- 12.06.2017, 14:37 --

Pphantom в сообщении #1224609 писал(а):
Вообще говоря, полуоси земного референц-эллипсоида - это 6357 км и 6378 км.

Вот-вот! ТС хочет "заметить" разницу при изменении исходных данных на 1 км, а сами данные берет с погрешностью в десятки километров!

Впрочем, если разобраться, можно понять, что относительное изменение при этом не сильно изменится, в первом приближении останется тем же.

Но, наверное, не стоит в этой теме излагать вся теюрию приближенных вычислений. Соетую ТС-у ею поинтересоваться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Однородное поле (школьная программа)
Сообщение12.06.2017, 14:40 
Аватара пользователя


07/03/17
77
provincialka в сообщении #1224612 писал(а):
Сила -- да. А ускорение? Вы не заметили, чтовы при его вычислении поделили на ту самую массу $m$?

Кстати говоря, а ведь это интересный вопрос. Используя формулу F=mg для двух взаимодействующих тел, какая масса подставляется в формулу? Не сумма масс случайно? Или зависит от того, какое тело мы изучаем с точки зрения того, какая сила к нему приложена?

И вообще, насколько корректно соотносить $mg=G\frac{mM}{R^2}$?

-- 12.06.2017, 14:43 --

provincialka в сообщении #1224612 писал(а):
В вашем примере разница составит $\frac{2R+1}{(R+1)^2}=\frac{2\cdot 6370+1}{6371^2}\approx 3\cdot10^{-4}$, то есть примерно 0,03%. При исходном значении $9,81$ эта разница составит $0,003$ м/с2. Мелочь, не правда ли?

Ну да, согласен.

-- 12.06.2017, 14:51 --

Я кажется догадался, массы m сокращаются.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: sergey zhukov


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group