2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 16:32 
Заслуженный участник


20/08/14
11780
Россия, Москва
ewert, спасибо, стало понятнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 17:58 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
А чем плохи сплайны из кривых Корню? Интегральными синусами-косинусами?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 18:07 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Dmitriy40 в сообщении #1130939 писал(а):
Может я что-то недопонял? Ведь сплайн - это некоторая кривая $y(x)$, заданная аналитическим выражением, коэффициенты в котором и подбираются (вычисляются) по опорным точкам. А для любой аналитической функции (ну за малым исключением) определён радиус кривизны в точке, $r=\dfrac{\sqrt{1+y'^2}}{\left\lvert y''\right\rvert}$ (в параметрической форме сложнее, но тоже есть, хоть в вики).
А, вот в чем проблема, я сразу не сказал. У меня нет совершенно никаких систематических познаний в той части математики, которая "заведует" сплайнами. Я знаю только общие понятия - что такое функция, производная и т. п., а дальше занимаюсь чистым велосипедостроительством, благо при наличии гугла это не очень сложно. Когда-то услышал про эволюту, и решил использовать ее здесь. То, что существует аналитическое выражение для вычисления радиуса кривизны, я тоже не знал. Хотя если бы догадался поискать, то нашел бы, и эволюта действительно была бы не нужна.

amon в сообщении #1130944 писал(а):
Сплайн Акимы кубический. Значит при движении по дороге, вымощенной такими сплайнами, подвеска - не жилец ;)
Ну, поскольку это всего лишь игра, в ней не будет происходить ничего, что я не запрограммирую.

iifat в сообщении #1130949 писал(а):
А таки есть ли проблема? Точнее — там ли она? Ну вот представьте: получили мы непрерывную кривую, у которой вместо разрывов ну очень крутые участки — всё равно ж придётся сглаживать, принимая во внимание технические возможности автомобиля. Ну и какая, собственно, разница?
Я не до конца понял ваш вопрос, но попробую ответить. Сейчас проблема в том, что я хочу сделать некое подобие ИИ, который будет управлять машиной. По имеющейся информации о траектории он должен решать, когда разгоняться, когда тормозить. Тормозить, очевидно, надо перед крутыми поворотами. А сейчас у меня получается так, что машина будет тормозить на относительно прямых участках. Например, на картинке из стартового поста: левая верхняя точка - начало, нижняя левая - конец. В районе четвертой точки, согласно расчетам, надо резко затормозить, однако по факту поворот находится дальше, и для наблюдателя-человека поведение машины в этом месте будет выглядеть странным.

iifat в сообщении #1130949 писал(а):
Кстати говоря, так ли уж нужны тут сплайны? Не то же ли самое получится просто из вычисления радиусов кривизны?
Мне нужен какой-то способ строить траекторию. Пока построение с помощью сплайнов выглядит самым простым. Надо только задать точки, через которые должна проходить траектория, и этого достаточно. Можно строить и с помощью графических примитивов (прямых и дуг окружностей), но мне такой способ не кажется удобным.

amon в сообщении #1130988 писал(а):
Да, это я криво сказал про кубичность. Надо так: у сплайна Акимы вторая производная разрывна, поэтому использовать лучше нечто другое.
Понятно, спасибо. А что например?

ewert в сообщении #1131001 писал(а):
Сплайн с дефектом 1, т.е. с непрерывной второй производной, грубо говоря, единственен. Т.е. он единственен с точностью до задания двух дополнительных граничных условий.
А можно чуть подробнее осветить этот вопрос? Или подскажите литературу, что почитать в качестве простого введения в тему сплайнов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 18:39 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
У меня нет совершенно никаких систематических познаний в той части математики, которая "заведует" сплайнами
Не самое ли время таки их приобрести? Либо выбрать другой инструмент...
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
Я не до конца понял ваш вопрос
Взаимно: я не до конца понял ваш ответ :wink:
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
Сейчас проблема в том, что я хочу сделать некое подобие ИИ, который будет управлять машиной
Это не проблема. Это задача.
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
По имеющейся информации о траектории он должен решать, когда разгоняться, когда тормозить
По информации о траектории — и прочей информации! Иначе вообще не потребовалось бы тормозить!
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
Тормозить, очевидно, надо перед крутыми поворотами. А сейчас у меня получается так, что машина будет тормозить на относительно прямых участках
Если это очевидно — на кой тогда ваш ИИ? ИИ нужен там, где, как раз не очевидно. Например, в описанном вами случае: человек, которому очевидно, что тормозить надо перед крутым поворотом, быстрее вашего ИИ пройдёт прямой участок — и вылетит с трассы на повороте. ИИ притомозит на прямом участке, отстанет, но впишется в поворот.
Попробую спросить ещё раз. Предположим, в ваших точках разрыва не разрыв, а крутой — очень крутой — переход от одного значения к другому, так что функция кривизны непрерывна. Что это меняет в вашем алгоритме? Он, кстати, у вас есть, или ещё думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 18:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5255
ФТИ им. Иоффе СПб
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
А что например?
Это зависит от того, как у Вас задача поставлена. В любом случае узловые точки в наших руках, и их можно попытаться расставить так, чтобы минимизировать патологию сплайновой интерполяции. То, что мне (дилетанту в этой области) приходит в голову:
1. Прописать заведомо избыточное число узлов
2. Сгладить кривую сплайном нужного порядка (третьего, для простоты)
3. Выбрать новые узлы так, что бы они лежали как можно ближе к полученной кривой
4. Проинтерполировать по полученным узлам кривую кубическими сплайнами с сшиванием двух производных
Подозреваю, что не любую трассу можно так проинтерполировать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 19:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10908
Crna Gora
rockclimber
Посмотрите в книге Гарднера «Математические новеллы» в главе 33 описание игры «Гонки» (страница 402). Там полторы странички, не считая картинки. Вам, наверное, понравится, и могут прийти какие-то идеи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение12.06.2016, 20:40 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
А можно чуть подробнее осветить этот вопрос?

Каждый кусочек кубического сплайна (т.е. для каждого отрезка) определяется четырьмя параметрами. Раз уж он кубический.

И, соответственно, он однозначно фиксируется четырьмя требованиями: двумя на сам сплайн на концах отрезка и ещё двумя на его там наклоны (т.е. на производные).

Ну, первая пара требований -- это святое (раз уж сплайн именно интерполяционный). А вот ко второй можно подходить по-разному.

Можно просто потребовать их (наклонов) равенства чему-то. С какого-либо более-менее разумного бодуна (ну как у Акимы, скажем). И картинка выйдет красивенькая, не исключено; во всяком случае гладенькая. Но ожидать непрерывности ещё и второй производной было бы при этом как минимум наивно.

А можно потребовать именно двукратной непрерывной дифференцируемости. Т.е. потребовать, чтобы для каждого узла вторая производная справа от него совпадала со второй производной слева. Каждое такое требование приводит в конце концов к некоторому линейному уравнению на наклоны.

Система оказывается, естественно, недоопределённой (в правом и левом крайних узлах условий сшивания вторых производных наложить не выйдет). Вот и нужно два допусловия. Обычно в качестве дополнительных ставят граничные условия на первую или вторую производную.

rockclimber в сообщении #1131029 писал(а):
Или подскажите литературу, что почитать в качестве простого введения в тему сплайнов.

Я -- далеко не спец по сплайнам. Я лишь читаю регулярно лекционный курс, в котором этой теме уделено скромненькое такое место (примерно три экзаменационных вопроса из сорока с чем-то).

Ну, есть известная такая книжка: К. де Бор, "Практическое руководство по сплайнам", если не ошибаюсь. В своё время именно она привлекла меня к этой тематике. Но прочитать её я не смог -- слишком уж безобразно она отформатирована.

Или есть ещё Богачёв, "Практикум на ЭВМ. Методы приближения функций". Её я не смог прочитать по другой причине -- только сегодня на неё наткнулся. Но изложение навскидку выглядит вполне разумным. В частности, алгоритм Акимы там изложен, причём достаточно лаконично (страницы две-три) и, если судить по первым фразам изложения -- грамотно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 00:52 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
iifat в сообщении #1131033 писал(а):
Если это очевидно — на кой тогда ваш ИИ? ИИ нужен там, где, как раз не очевидно. Например, в описанном вами случае: человек, которому очевидно, что тормозить надо перед крутым поворотом, быстрее вашего ИИ пройдёт прямой участок — и вылетит с трассы на повороте. ИИ притомозит на прямом участке, отстанет, но впишется в поворот.
Попробую спросить ещё раз. Предположим, в ваших точках разрыва не разрыв, а крутой — очень крутой — переход от одного значения к другому, так что функция кривизны непрерывна. Что это меняет в вашем алгоритме? Он, кстати, у вас есть, или ещё думаете?
Алгоритм есть. Выглядит вкратце так:
1. Разбиваем траекторию на отрезки (так проще считать), например, по 10 - 20 промежуточных точек между опорными точками.
2. Для каждой точки считаем максимальную мгновенную скорость, с которой можно находиться в этой точке и не улететь в занос.
3. У нас фактически есть на руках функция зависимости радиуса кривизны от позиции на трассе. Находим точки - локальные минимумы. Каждая такая точка - это точка, в которой скорость будет минимальной. Соответственно, до этой точки надо тормозить, в этой точке тормозить уже не нужно, а дальше можно разгоняться.
4. От каждой такой точки двигаемся назад. Например, точка с номером $N$ является локальным минимумом. Используя значение максимально возможного ускорения торможения, считаем, какую максимальную скорость можно иметь в точке $N - 1$, чтобы успеть затормозить до скорости $v_N$ к моменту достижения точки $N$. Сравниваем эту скорость и скорость, полученную на шаге 2. Берем меньшую из них. Переходим к расчету скорости в точке $N - 2$.
5. В процессе гонки все просто: скорость меньше допустимой - разгоняемся, больше - тормозим больше быть не должно, потому что если больше - то уже 100% вылетишь с трассы.

Отсюда следует ответ на вопрос, чем мне мешают разрывы. Если разрыв идет "вверх" (то есть позволяет слишком большую скорость) - это не страшно, потому что при расчетах я буду опираться на точки впереди, допускающие меньшую скорость. А если разрыв будет идти "вниз", то есть уменьшать допустимую скорость, то машина будет проходить поворот медленнее, чем могла бы.

amon в сообщении #1131036 писал(а):
То, что мне (дилетанту в этой области) приходит в голову:
1. Прописать заведомо избыточное число узлов
2. Сгладить кривую сплайном нужного порядка (третьего, для простоты)
3. Выбрать новые узлы так, что бы они лежали как можно ближе к полученной кривой
4. Проинтерполировать по полученным узлам кривую кубическими сплайнами с сшиванием двух производных
1 и 3 я пробовал, избежать проблемы не удалось. А 2 и 4 - это фактически взять другой сплайн, этим я и собираюсь сейчас заняться.

svv в сообщении #1131040 писал(а):
Посмотрите в книге Гарднера «Математические новеллы» в главе 33 описание игры «Гонки» (страница 402). Там полторы странички, не считая картинки. Вам, наверное, понравится, и могут прийти какие-то идеи.
Да, такую игру я знаю (хотя и слышал в варианте с более слабыми правилами). У меня концептуально то же самое, только чуть усложнено.

ewert
Спасибо! Пойду читать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 02:56 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
rockclimber в сообщении #1131120 писал(а):
Алгоритм есть
Прекрасно. Вот и представьте себе: построил некий редкостный чудак трассу с разрывом радиуса кривизны. Сначала большой, потом маленький. Ваш алгоритм предписывает тормозить на прямом участке, проходя его медленнее, чем допускают прочие условия — и это совершенно правильно! Иначе автомобиль вылетит на крутом повороте.
Теперь представим себе практически такую же трассу, но без разрыва. Большой радиус кривизны переходит в малый не мгновенно, но очень резко. Что это изменит? Ничего.
Как по мне, проблема, скорее — радиусы кривизны. Известно, что погрешность функции при интерполяции — это одно, а вот погрешность первой, паче того второй производной — это совсем другое...

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 05:36 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
rockclimber в сообщении #1131120 писал(а):
Находим точки - локальные минимумы
Кстати, подозрительно мне вот это место. Каждая точка накладывает ограничения на предыдущую скорость, и, смутно подозреваю, минимумами тут не ограничитесь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 15:34 
Заслуженный участник


20/08/14
11780
Россия, Москва
iifat в сообщении #1131148 писал(а):
минимумами тут не ограничитесь.

Да, не обойтись. Будет много лишней работы, а некоторые "горбы" скорости можно и пропустить, если они попадут целиком на интервал между расчётными точками.

Надо искать не минимумы $v(t)$, а $\begin{cases} v'(t)=-\lvert a_\text{торможения} \rvert \\ v''(t)>0 \end{cases}$ (в этих точках скорость дальше меньше максимально допустимой) и восстанавливать максимально допустимую скорость назад с наклоном $-\lvert a_\text{торможения} \rvert$ до пересечения с исходной $v(t)$. Грубо говоря срезать прямой максимального торможения слишком выпуклые горбы на спадах $v(t)$ с выравниванием на конечную точку.

Кстати, имея сплайны, можно задачу поиска таких точек решить заранее аналитически, первая и вторая производные кубического сплайна тривиальны.
Вот аналитически в одно действие найти точку начала срезания горба проблематично - она может попасть (и обязательно попадёт!) на другой кусок сплайна, с другими коэффициентами. Думаю проще итерационно идти назад по кусочкам вычисляя или точку начала срезания горба, или условия (фактически лишь одно число $v(t)-v_{max}(t)$) на границе кусочка (для продолжения поиска назад). Как только эта невязка станет отрицательной - искомая точка пересечения лежит внутри кусочка (или точно на границе если равно нулю). Проход по кусочкам тоже несложен: если $v_{max}(t_2)$ - максимальная скорость на правом конце, то максимальная скорость на левом конце будет всего лишь $v_{max}(t_1)=v_{max}(t_2)+ \lvert a_\text{торможения} \rvert \cdot (t_2-t_1)$.

PS. Ускорение везде под модулем на всякий случай, чтобы не возникало путаницы со знаком ускорения при торможении. При аккуратности определений модуль не нужен, но знаки могут и поменяться.
PPS. $t$ выше - это не время, это лишь аргумент функции вдоль траектории (например длина от начала).

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 17:36 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
Dmitriy40 в сообщении #1131267 писал(а):
срезать прямой максимального торможения слишком выпуклые горбы
Подозреваю, вы повторяете мою ошибку. Я тоже думал, что всё просто, задана максимальные положительное и отрицательное ускорения. Потом подумал, что ограничение должно бы вводиться на полное ускорение, с учётом нормального (чтобы машина не теряла управляемости). То бишь, срезать слишком выпуклые горбы придётся не прямой, а некоей жуткой кривулиной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 18:24 
Заслуженный участник


20/08/14
11780
Россия, Москва
iifat
Очень возможно повторяю. Тут вопрос к автору, он про полное ускорение пока не упоминал.

-- 13.06.2016, 18:38 --

Ну тогда вместо константы $a_\text{торможения}$ берём функцию $a_\text{т}(t)$ (с учётом полного ускорения), она однозначно определена сплайном и коэффициентом трения. В системе уравнений для нахождения точки конца ограничения всё остальное остаётся в силе. А назад ищём снова точку $a_\text{т}(t)=v'(t)$ (что тоже можно аналитически) - это и будет точкой начала ограничения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение13.06.2016, 19:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
12519
Не хотите трассу задать в виде полосы, как она и задаётся в природе?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите разобраться со сплайном и его кривизной
Сообщение14.06.2016, 00:19 
Заслуженный участник


06/07/11
5627
кран.набрать.грамота
Утундрий
Не только хочу, но и уже задал. Тут есть две разные вещи (возможно, выше по тексту я неправильно употреблял термины): есть трасса - в смысле кусок заасфальтированной дороги, по которой можно проехать, - и это полоса, и есть траектория движения - линия, вдоль которой фактически едет машина. Траекторий может быть много разных. Например, можно пройти поворот по внутренней стороне и выиграть время, а можно по внешней - и проиграть немного по времени, но выиграть в скорости выхода из поворота (а еще лучше скомбинировать оба подхода и сделать более сложную траекторию). Сплайном у меня задается именно траектория, и обычно ее полосой не считают (хотя, если учесть ширину автомобиля, то это тоже будет полоса). Я пока делаю упрощенную модель, где все машины являются материальными точками.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 37 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group