2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 09:40 
Возьмём, к примеру, физику. Есть по ней учебник. Лучше его вызубрить весь наизусть или записать самое основное и уже это основное учить? В смысле выписать основу без, например: "Давайте рассмотрим" или "Также можно обратиться" и учить без данных контекстных фраз.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 10:46 
Аватара пользователя
тактика определяется стратегией

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 11:27 
hhhh в сообщении #938671 писал(а):
Лучше его вызубрить весь наизусть или записать самое основное и уже это основное учить?
Ни то ни другое. Надо его читать, вникая и понимая. Отвечать на контрольные вопросы. Решать задачи. Решать не по принципу "запишем какие-нибудь формулы и постараемся что-нибудь вывести", а осмысливая описанную в задаче ситуацию, представляя её в подробностях - и осмысленно применяя соответствующие законы.

Надо понимать, что кто-то этот учебник написал. Учебника не было, не было что зубрить, а он взял и написал. И вы должны стремиться именно к тому, чтобы вы сами смогли взять и написать если не учебник, то любой его конкретный параграф.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 14:52 
Аватара пользователя
Берем учебник. Читаем один раз по диагонали. Затем читаем второй раз, акцентируя внимание на вопросах, по которым чувствуете что можете разбораться. И так далее, до полного понимания.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 17:50 
warlock66613 в сообщении #938688 писал(а):
hhhh в сообщении #938671 писал(а):
Лучше его вызубрить весь наизусть или записать самое основное и уже это основное учить?
Ни то ни другое. Надо его читать, вникая и понимая. Отвечать на контрольные вопросы. Решать задачи. Решать не по принципу "запишем какие-нибудь формулы и постараемся что-нибудь вывести", а осмысливая описанную в задаче ситуацию, представляя её в подробностях - и осмысленно применяя соответствующие законы.

Надо понимать, что кто-то этот учебник написал. Учебника не было, не было что зубрить, а он взял и написал. И вы должны стремиться именно к тому, чтобы вы сами смогли взять и написать если не учебник, то любой его конкретный параграф.

Это само собой. Понимать и вникать. Если например, понял и вник в учебник, но чтобы не забыть это понимание, нужно выучить просто основы, а не нужно зубрить весь наизусть.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 17:54 
hhhh
Если вы поняли и вникли, суть и идеи вы уже не забудете, забыться могут конкретные формулы, идея вывода которых будет у вас в голове.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 17:54 
hhhh в сообщении #938770 писал(а):
но чтобы не забыть это понимание, нужно выучить просто основы, а не нужно зубрить весь наизусть
Чтобы не забыть понимание нужно решать задачки, а не зубрить.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 19:24 
Аватара пользователя
hhhh в сообщении #938671 писал(а):
Возьмём, к примеру, физику. Есть по ней учебник. Лучше его вызубрить весь наизусть или записать самое основное и уже это основное учить? В смысле выписать основу без, например: "Давайте рассмотрим" или "Также можно обратиться" и учить без данных контекстных фраз.


(Оффтоп)

Вспоминается легенда про два метода подготовки к экзамену в кадетских корпусах. Оба начинали с острой точки перочинных ножичков. После этого первый метод сводился к проникновению в комнату, где в кадке вымачивались розги, и срезанию с них сучков - чтоб не так больно было. Второй был сложнее, учебник делился по высоте на три части, верхние и нижние части страниц отрезались и отбрасывались, а середина зазубривалась, тогда на любой экзаменационный вопрос удавалось хоть что-то ответить, а при таком уровне знаний уже не пороли.


А серьёзно - зубрить иногда надо, штурманы должны наизусть знать координаты навигационных светил, а врачи дозировки опасных препаратов, но для физики, математики etc., ИМХО, такой метод учёбы неоптимален. Нужно понимание. И "давайте рассмотрим" это попытка вызвать понимание, представив пример или частный случай. Пропускать такое не стоит, тогда вместо знания будет попугайская дрессура - до способности на некоторые фразы автоматически выдавать другие фразы, совершенно не вдумываясь в их смысл. И решать задачи. Все после параграфов, а если со * - то хотя бы подумать над решением. А силы экономить не стоит, это не расходы, а инвестиции. В частности, полезно попытаться узнать больше, чем сказано в учебнике (хотя бы на уровне хорошего научпопа), обнаружение связи между вроде бы разными понятиями может позволить воспринять две концепции "по цене одной". Исторические сведения о развитии науки или анекдотические факты (и теми, и другими научпоп изобилует) куда менее полезны, но тоже могут пригодиться в мнемонических целях (ну и просто блеснуть эрудицией - не получился Перельман, сойду за Васссермана!). Другой полезный способ траты сил - помогать коллегам. Анекдот про жалующегося на тупых студентов профессора: "Третий раз объясняю, не поверите - сам понимать начал, а им всё неясно!" куда реалистичнее, чем кажется. В ходе объяснения обнаруживаются дырки в своём понимании, которые сам не замечаешь, поскольку, чтобы их заметить, надо этим фрагментом знаний уже владеть, а ученик задаёт "глупые вопросы" и становится ясно, что именно не понимаешь сам, а лишь зазубрил и автоматически воспроизводишь. Разумеется, есть и "социальный эффект" от такой помощи в виде дружбы и уважения(можно, конечно, и подрядиться "помогать" за деньги, это вообще-то нехорошо, но в плане подготовки тоже работает...).
Что до "трёхпроходного изучения" - то что-то подобное мне помогало, но не при изучении курса, а при подготовке к экзамену. Сперва проходил по экзаменационным билетам, по каждому вопросу вспоминая хоть что-то, чтобы ни на одном вопросе не молчать позорно. Затем прочитывал учебник сначала, восстанавливая логическую связь тем, а третьим темпом опять по билетам, чтобы на каждый вопрос ответить не "хоть что-то", а достаточно прилично.
И главное - задачи. "Зубрёжный метод" описан был Фейнманом в "Вы, наверно, шутите, мистер Фейнман" в главе о его преподавании в Бразилии, и объяснено, чем он опасен. А решая задачи, учишься думать не одним спинным мозгом.

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение01.12.2014, 23:21 
Аватара пользователя
Pavlovsky в сообщении #938746 писал(а):
Берем учебник. Читаем один раз по диагонали. Затем читаем второй раз

по другой диагонали.

-- 01.12.2014 23:23:40 --

P. S. Господа, напоминаю, данный ТС - автор тем:
    Цитата:
    Простите , но посоветуйте с какой книги изучать химию
    Посоветуйте книги для хорошего изучения физики с нуля
    Посоветуйте учебник по геометрии.
    Посоветуйте книгу по истории с нуля
    Посоветуйте книги для изучения биологии с нуля
    Посоветуйте книги для общего курса изучения математики с нул
:-)

 
 
 
 Re: Тактика изучения какой-либо науки.
Сообщение02.12.2014, 10:39 
Аватара пользователя
"Нет царского пути в геометрии!"

 
 
 [ Сообщений: 10 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group