Все может быть описано алгоритмом стол, дерево, собака, слово. Но как их формализовать.
В первой фразе есть некоторая философская наивность — этакий сциентистский безграничный оптимизм, уверенность, что все на свете можно формализовать и описать алгоритмами.
Но во второй фразе есть вопрос, есть сомнение — и это очень важно. Это хорошо.
Э-ээ… Психиатрам, чтобы решить вопрос о вменяемости, нужно установить болезнь, установить диагноз. Первый шаг — назвать синдром, некий комплекс связанных симптомов. Среди прочего у них в ходу есть такая штука, называется
метафизический бред. Обычно это значит, что человек резко меняет круг интересов, погружается в отвлеченные рассуждения на очень далекие от его профессии темы. Мировые вопросы решает, тайны бытия.
Может, он просто любознательный, такой пытливый ум?
Чтобы отличить бред от нормальной любознательности, есть признаки, хотя не абсолютные и, к сожалению, поддающиеся произвольной интерпретации. Признак: отсутствие критики, полная и нерушимая уверенность в своей правоте, уверенность, что мировые вопросы решены. Признак: грубые нарушения логики в рассуждениях, грубое отклонение от фактов, от реальных обстоятельств. Это помимо контекста, помимо нарушений в бытовом поведении, распада социальных навыков, личных отношений, контактов — и еще множества милых вещей. И это без бреда величия, бреда преследования — только невинный метафизический бред.
Так вот, по моим дилетантским ощущениям, в предложенном для разбора тексте бреда в этом точном смысле нет. Ничего клинического. Человек верит в науку, задается отвлеченными вопросами, но границы возможностей чувствует, сомневается, мучается. Это наивно, но нормально. Грубых ошибок в логике нет, а они в таких случаях видны — это независимо от предмета рассуждений, изъян имеется в правилах вывода: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Насчет ошибок в фактах, осознании реальности…
Xaositect говорит, что автор в клеточных автоматах ничего не смыслит. Может быть. Но я опять обращаю внимание на то, что автор жалуется и ссылается на трудности:
Однако с ней трудно работать как абстракцией. Колеточный автомат может быть может быть, но для него нет теории
Нет, бред трудностей и сомнений не признает.
Однако возвращаемся, как говорил Шалтай-Болтай, к предыдущему замечанию — о произволе в интерпретациях. Вообще говоря, такого текста для категорических заключений мало для кого угодно — и для специалиста по методологии научного исследования (есть философы такого профиля) и для психиатра.
Но дело-то житейское, практическое, касается живых интересов, суд назначит эксперта, тот что-то напишет. Напишет, например, что сам факт завещания в пользу случайного знакомого в обход родного племянника свидетельствует о разрыве социальных связей, а тут еще философствование, в котором специалисты не усматривают серьезной научной ценности… Готово! В советское время диагноз
вялотекущая шизофрения ставили на основании меньшего, скажем, человек в марксизм не верит… Все верят, а он не верит, идиот, ясное дело, асоциальный тип…
Добавлено позже: когда я писал свой пост, я еще не видел ответа участника
bin. Если есть совпадения, они появились независимо.