В ХХ веке Джон Арчибальд Уилер предложил теорию «вещества из информации». По-английски звучит просто, изящно и легко запоминается: “It from Bit”.
(Русский аналог: «Бытие из бита» либо «Всё из бита».)
Суть теории сводится к тому, что в основе материального бытия лежит информация:
«Физический мир сделан из информации, которой сопутствует энергия и материя».
Материя — это овеществлённая информация, которая возникает в момент наблюдения (физики предпочитают слово «измерение»). От способа наблюдения (измерения) Вселенной она меняется и предстаёт перед нами в новом обличье:
«Иными словами, всё сущее, каждое “It” — каждая частица, каждое силовое поле, даже сам пространственно-временной континуум — получает свою функцию, свой смысл и, в конечном счёте, само своё существование — даже если в каких-то ситуациях не напрямую — из ответов, извлекаемых нами с помощью физических приборов, на вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», из бинарных альтернатив, из битов. «Всё из бита» (“It from Bit”) символизирует идею, что всякий предмет и событие физического мира имеет в своей основе — в большинстве случаев в весьма глубокой основе — нематериальный источник и объяснение; то, что мы называем реальностью, вырастает в конечном счёте из постановки вопросов «да-нет» и регистрации ответов на них при помощи аппаратуры; короче говоря, что все физические сущности в своей основе являются информационно-теоретическими и что Вселенной для своего бытия необходимо наше участие» (Джон Уилер, «Информация, физика, квант. Поиск связей», 1990).
Физики разделились на два лагеря: одни не спешат разделить её выводы, вторые, наоборот, считают, что именно эта теория, которая предполагает взгляд на природу не в терминах материи и энергии, а в терминах информации, может стать ключевой идеей, ведущей к «великому объединению» гравитации и квантовой теории. До сих пор все попытки физиков объединить эти две великие теории в одну оканчивались неудачей. Пока эта задача не решена, весь популяризаторский ликбез можно расценивать весьма и весьма относительно. То есть лишь как сотрясение воздуха или марание бумаги чёрной типографской краской, расположенной на белом поле страницы в определённом порядке, а не научные истины в последней инстанции.
Лауреат многочисленных научных премий Пол Дэвис в статье в New Scientist с многозначительным (для сведущих) названием “Bit before it?” писал на излёте ХХ века:
«Обычно мы думаем о мире, как о составленном из простых, подобных сгусткам, материальных частицах, и под информацией понимаем производную характеристику объекта восприятия, относящуюся к особого рода организованным состояниям вещества. Но возможно, что всё наоборот: похоже, что Вселенная на самом деле — шалость первичной информации, а материальные объекты являются её сложным вторичным проявлением» (New Scientist, 30 January 1999).
Какой пассаж! Для кого-то мир — бурдюк с горчицей и хреном, а для кого-то — «шалость первичной информации». Каждому своё. Каждый “Bit” имеет свой “It”.
Вот что пишет в автобиографии сам автор идеи о развитии своих взглядов на роль материи и информации в природе:
«Моя жизнь в физике представляется мне разделённой на три периода. В первый из них, растянувшийся с начала моей карьеры и до начала 1950-х годов, я был захвачен идеей, что "Всё — это частицы". Я искал способы выстроить все базовые элементы материи (нейтроны, протоны, мезоны и т. д.) из самых лёгких, наиболее фундаментальных частиц — электронов и фотонов.
Второй период я называю "Всё — это поля". С тех пор как я влюбился в общую теорию относительности и гравитацию в 1952 году и вплоть до недавнего времени я придерживался взгляда на мир, как на состоящий из полей. Мир, в котором то, что представляется нам частицами, — это в действительности проявления электрических и магнитных полей, гравитационных полей и самого пространства-времени.
Теперь же я захвачен новой идеей: "Всё — это информация". Чем больше я размышляю о квантовых тайнах и о нашей странной способности постигать тот мир, в котором мы живём, тем больше вижу фундаментальное, вероятно, значение логики и информации как основы физической теории».
Что есть окружающая нас реальность? Для одних — это материя. А вот для Уилера и его единомышленников представления о физической реальности развивались по восходящей спирали. Второй период жизни в науке убедительно свидетельствовал, что «поля в пустом пространстве обладают физической реальностью, а среда, которая бы поддерживала эти поля — нет». Поле в физике это не «русское поле, я твой тонкий колосок», а область потенциального распространения силы. Например, электромагнитное поле в области своего распространения вращает ротор электродвигателя. И реально, как ни странно, именно это незримое поле, обладающее силой, а не среда его обитания. Во всяком случае, именно этот парадокс утверждает специальная теория относительности. Пространство — ничто, поле — всё.
Третий период заводит любознательного исследователя из устоявшегося мира физических полей на поле квантовых чудес. В мире чудес квантовой механики аналогичный вопрос о природе реальности получает более чем оригинальный ответ:
«Корреляции обладают физической реальностью, а то, что они коррелируют — нет».
Эта фраза означает примерно то же самое, что и утверждение, что мир соткан из отношений между предметами, а не составлен из самих предметов. Или, что реальны только отношения между людьми, а сами люди нереальны. Точнее, иллюзорны. Или, что только улыбка Чеширского кота, витающая отдельно от своего обладателя, реальна, а сам кот — это информационный фантом, временно материализованный в плоть и кровь, усы и зубы, лапы и хвост. Или, что мир представляет собой гигантскую паутину незримых информационных нитей и отношений, а не видимые материальные предметы и организмы. Включая нас с Вами, уважаемый читатель.
И, как это ни странно, именно последняя точка зрения, далёкая от рациональной логики и здравого смысла, имеет очень высокие научные шансы на то, чтобы оказаться верной. Об этом говорит ученик и аспирант Джона Арчибальда Уилера Якоб Бекенштейн:
«Действительно, современная тенденция, начало которой было положено Джоном Уилером из Принстонского Университета, состоит в том, чтобы считать физический мир состоящим из информации, которой случайно сопутствуют энергия и вещество» (Цит. по З. К. Силагадзе, «Сколько ангелов может танцевать на булавочной головке?» См.
http://www.scientific.ru/journal/transl ... angel.html).
Подробнее:
https://sites.google.com/site/803sgorsk ... a-k-bogu/3А вы что думаете по этому поводу?