2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение17.02.2014, 17:34 
Аватара пользователя
На складе находилось 25 белых стеклянных чашек и 35 черных фарфоровых. Каждая
стеклянная чашка, падая, разбивается на 7 осколков, а каждая фарфоровая на 8 осколков.
Сторож перекрасил несколько стеклянных чашек в черный цвет, а несколько фарфоровых - в
белый, и случайно разбил все чашки. Могло ли белых осколков оказаться столько же,
сколько и черных?

Казалось бы, общее число осколков должно равняться $25\cdot 7+35\cdot 8$, то есть нечётному числу, откуда немедленно следует отрицательный ответ на задачу.

Однако, авторское решение выглядит немного иначе:
Решение: Нет, не могло. Обозначим через $x$ число перекрашенных стеклянных чашек, а через $y$ число перекрашенных фарфоровых чашек. Тогда белых осколков окажется $7(25-x)+8y=8(35-y)+7x$, что эквивалентно равенству $16y-14x=105$. Но при всех целых значениях неизвестного в левой части стоит чётное число, а в правой нечётное.

Почему?

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение17.02.2014, 17:48 
Аватара пользователя
Ну, захотелось автору сделать задачу на иксы, и он не заметил простейшего решения.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение17.02.2014, 19:12 
Аватара пользователя
Ktina в сообщении #827737 писал(а):
Казалось бы, общее число осколков должно равняться $25\cdot 7+35\cdot 8$, то есть нечётному числу, откуда немедленно следует отрицательный ответ на задачу.

Так не факт же, что разбились все чашки.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение17.02.2014, 22:21 
Ktina в сообщении #827737 писал(а):
Казалось бы, общее число осколков должно равняться $25\cdot 7+35\cdot 8$, то есть нечётному числу, откуда немедленно следует отрицательный ответ на задачу.

А у меня вышло совсем иначе. Вот скажите, сколько осталось белых чашек (с авторскими $x$ и $y$) после того, как сторож их перекрасил?

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 00:29 
Аватара пользователя
Munin в сообщении #827780 писал(а):
Ktina в сообщении #827737 писал(а):
Казалось бы, общее число осколков должно равняться $25\cdot 7+35\cdot 8$, то есть нечётному числу, откуда немедленно следует отрицательный ответ на задачу.

Так не факт же, что разбились все чашки.

Лично меня больше обеспокоило, как можно разбиваться, падая? Может, аффтар имел в виду "упав"?

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 00:32 
Аватара пользователя
Можно стукаться обо что-то в процессе падения.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 00:48 
Munin в сообщении #827953 писал(а):
Можно стукаться обо что-то в процессе падения.


Ktina в сообщении #827949 писал(а):
Лично меня больше обеспокоило, как можно разбиваться, падая? Может, аффтар имел в виду "упав"?


Мы же все прекрасно поняли, что имелось в виду.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 01:03 
Аватара пользователя
Sinoid в сообщении #827891 писал(а):
А у меня вышло совсем иначе. Вот скажите, сколько осталось белых чашек (с авторскими $x$ и $y$) после того, как сторож их перекрасил?

$25-x+y$, разве нет?

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 12:33 
Аватара пользователя
Munin в сообщении #827780 писал(а):
Ktina в сообщении #827737 писал(а):
Казалось бы, общее число осколков должно равняться $25\cdot 7+35\cdot 8$, то есть нечётному числу, откуда немедленно следует отрицательный ответ на задачу.

Так не факт же, что разбились все чашки.


"случайно разбил все чашки"

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 14:39 
Аватара пользователя
А. Не дочитал.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 15:45 
Ktina в сообщении #827961 писал(а):
Sinoid в сообщении #827891
писал(а):
А у меня вышло совсем иначе. Вот скажите, сколько осталось белых чашек (с авторскими $x$ и $y$) после того, как сторож их перекрасил?
$25-x+y$, разве нет?

Ну. И, значит, сколько белых осколков получилось? А сколько всего осколков получилось? Это я к тому, что вы с вашим опытом решения вот тут
Ktina в сообщении #827737 писал(а):
Казалось бы, общее число осколков должно равняться $25\cdot 7+35\cdot 8$, то есть нечётному числу, откуда немедленно следует отрицательный ответ на задачу.

как-то интересно считанули.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 16:03 
Sinoid в сообщении #828098 писал(а):
как-то интересно считанули.

Количество осколков, на которое разбивается посудина, по условию зависит только от материала, а не от цвета.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение18.02.2014, 20:33 
Sender в сообщении #828104 писал(а):
Количество осколков, на которое разбивается посудина, по условию зависит только от материала, а не от цвета.

Да, точно совсем упустил из виду. Как вариант объяснения приведения автором книги более сложного решения может быть желание его (автора) привести еще один пример применения метода от противного в алгебре. Ведь в программе школы (по крайней мере, средней школы), а задача скорее всего, из книги для школьников, этот метод используется, как правило, в геометрии. Конечно, у ТС доказательство тоже от противного, но оно у нее арифметическое, тогда как на практике шансов получить противоречивое алгебраическое утверждение (как у автора книги) намного больше, чем получить противоречивое арифметическое (как у ТС).
Между прочим, автор показывает, что такого разбиения на белые осколки не бывает.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение19.02.2014, 08:36 
Аватара пользователя
Вообще с авторами задач такое случается. Просмотреть дуальное решение, притом куда более простое и изящное. Иногда от недооценки уровня ученика (как задача на суммирование, решённая маленьким Гауссом), иногда от "замыленности". У Литлвуда в "Математической смеси" приводится экзаменационная задача
Цитата:
Эллипсоид, окружённый идеальной однородной жидкостью, начинает двигаться в произвольном направлении со скоростью V. Показать, что если внешняя граница жидкости - неподвижный софокусный эллипсоид, то количество движения, приобретаемое жидкостью, равно - MV, где M - масса жидкости, вытесненной эллипсоидом.

причём для решения её (и обобщений на другие пары поверхностей) студент должен был использовать достаточно сложный матаппарат. Хотя есть очевидное решение из элементарных физических соображений.

 
 
 
 Re: Осколки на складе (детская арифметика)
Сообщение20.02.2014, 01:41 
Аватара пользователя
Евгений Машеров в сообщении #828381 писал(а):
...
причём для решения её (и обобщений на другие пары поверхностей) студент должен был использовать достаточно сложный матаппарат. Хотя есть очевидное решение из элементарных физических соображений.

Вспомнилась похожая задача. Существует ли многогранник, который неустойчив, на какую бы грань его ни поставили?

 
 
 [ Сообщений: 15 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group