А есть ли у Него вообще хоть одно качество -- кроме, разумеется, качества отсутствия каких бы то ни было качеств?...
Говоря о Боге, богословие различает в нем два аспекта: сущность и энергию. Сущность Божия совершенно непреступна и непознаваема. Мы не можем знать, что такое Бог есть в своем существе.
Но за то, мы можем сказать ,что такое Бог заведомо не есть .Он например, не есть то, что состоит из частей. Например автомобиль состоит из частей, значит автомобиль - не Бог. Бог также не есть то, чего более одного. Например куриц больше одной, значит курица не Бог. Бог также не есть то, что изменяется. Например время течет, значит время не есть Бог и т.д. - это апофатический метод в Богословии.
Что касается качеств Бога, то эти качества не являются качествами в том смысле ,что они как бы "довлеют над Богом". Вот у нас есть, скажем мозг, и мы с этим ничего поделать не можем (пока живы). Он нам как бы дан, и никуда не денешься. Но в богословии не так. Кажется тот же самый Григорий Нисский это сформулировал так: "не Сущий из сущего, но сущее из Сущего" - т.е. не природа довлеет над Богом какими -то качествами так, что он от них не свободен, но наоборот - Бог совершенно свободен не только от всего внешнего, но и от своей природы, которая над Ним не довлеет.
Отцы выделяли только одно имя каким-то образом "из далека" характеризующее сущность Божию, это имя "Сый" - "Сущий". Об этом имени так называемые "свидетели Иеговы" любят почесать язык, что вот "а вы знаете какое имя Бога?" думая, что никто кроме них не читал отрывка: «13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым:
Сущий [Иегова] послал меня к вам»…
Но фокус весь состоит в том, что слово «Сущий» в глазах Моисея которому это было сказано означает …
Моисей, как известно был египетским принцем. И в Египте была довольно развитая религия. В этой религии было и то, что есть и в христианстве (например, некоторые заповеди).Но в этой религии были особенности которых нет в христианстве. Это магия. Египтяне считали, что можно получать власть над всем сущим, если знать некое сокровенное имя этой вещи. Если называешь имя, то в имени ты выражаешь как бы суть вещи, и уже зная суть вещи, ты получаешь над ней власть. Ну, подобно тому как человек приобретает власть над, например, автомобилем, узнавая его сущность, предназначение, устройство и тем самым зная его, управляет им, получая над ним власть.
Или в другой аналогии: вот если скажем, у вас есть пульт управления кораблем, то вы зная вот команды, моджете им управлять. Также на заводе в принципе возможно изготовить самые разнообразные приборы которыми можно управлять на расстоянии, заставлять их двигаться в соответсвии с вашей волей. Вот магическое мышление это такое, которое предполагает, что вообще все вещи это и есть такие приборы. Достаточно знать систему команд – имя вещи, в которой выражена сущность, и зная имя, произнося его по специальной форме, называемое «заклинание» можно получать власть над совершенно всеми вещами космоса. Включая людей и демонов. Вот когда египтянин проходил… скажем так… мытарства свои, он мог там встретится с демонами, которые могли нападать на него, и мучить (вероятно за грехи, но я не помню всех особенностей этой религии). Но если ты знаешь имя демона, то тогда назвав это имя ты получаешь над ним власть, и демон уже ничего тебе сделать не может а становится марионеткой в твоих руках. Тоже самое и с людьми. Во многих народах, где религия пропитана магией, возникала культура так называемых имён-двойников, или просто кличек. Ну как у нас почти кличут : «кабан», «лысый», «белый» и т.д. Назначение этих имен было в том, чтобы запутать человека, который хочет наслать на тебя заклинание, не дать возможности его осуществить, тем самым превратив тебя в марионетку. Настоящее же имя хранилось всегда в тайне, и бережно охранялось вплоть до самой смерти. На вопрос «ты кто?» обычно отвечали кличкой, чтобы не выдать имени. Так вот: вопрос об имени, есть основной вопрос «магического богословия» .Но как узнать имя вещи? Самый простой способ естественно спросить. Поэтому когда египтянин отправлялся на «тот свет», с каким –то демоном, то он впервую очередь задавал вопрос ему «ты кто?» . но нужно же понимать, что демоны тоже не дураки… И они естественно врали - назывались не своим именем а кличкой. НО! Египтян так просто не обманешь! Ведь у них была тайная книга - книга мертвых! по которой можно было вычислить, кто перед тобой стоит по настоящему, в зависимости от ответа на вопрос!
Формула примерно такая:
Египтянин демону: - «ты кто?»
Демон: я – тот, кто… X (какая –то речь)
Египтянин: аааааа…. раз ты отвечаешь, что тебя зовут X, то тогда ты по настоящему завешься Y = F(X). Значит подлинное твоё имя –Y. Итак: «Стой на месте, я знаю тебя - ты Y» - и демон в ужасе останавливается от такой теории алгоритмов…
Вот, Моисей, который всю жизнь воспитывался в Египте и жил при Царском дворе, вращаясь в самом, так сказать «эпицентре» магических представлений – знал вся египетскую премудрость, был с детства в ней наставлен, и мыслил (вероятно) этими категориями.
Когда же потом, после того как он совершил убийство бежал в пустыню. И столкнувшись с необычным явлением – кустом который был объят пламенем, но не сгорал – вдруг услышал оттуда незнакомый Голос, звавший его по имени, Моисей, тут же, вероятно машинально (это мои догадки, которые скорее всего не верны), пришёл «в полную боевую готовность», чтобы дать отпор нападающему «демону». И после непродолжительной речи, он задаёт «демону» основной вопрос магического богословия: «ты кто?». И получает ошеломляющий ответ – «Иегова»…
Чтобы понять степень потрясения для Моисея заключающуюся в таком ответе, нужно понять, что значит имя «Иегова». Имя Иегова, как трактуют некоторые богословы означает «Я есть тот, Кто я есть»
Поясню:
Представьте себе, что кто-то Вас постоянно достаёт своими представлениями о Вас. Некто говорит – «я знаю ты добрый», другой «ты унылый», другой « ты ленивый», другой «ты делаешь все всегда на зло», другой ты «баран», еще «ты умный человек продолжай в том же духе» , другой «ты не знаешь математики учи мат. часть» ну и т.д. и т.д. И вот представьте себе, что Вас это рано или поздно достаёт, и Вы не выдерживаете и говорите «Слушайте: да оставьте вы меня все наконец в покое. Я есть «не такой», и «не другой», и «не эдакий».
Я есть тот, кто я есть.
И кем хочу быть, тем и буду. Понятно вам? Вот и умолкните со своими бреднями тут»…
Вот с чем-то подобным столкнулся, вероятно и Моисей. Фактически, он столкнулся с тем, что синтаксически ему дано имя – Иегова, но семантически, для Моисея, это звучит как тавтология - бессодержательное понятие, и посему подставив это имя в свой « разрешающий алгоритм» он, на выходе получает ответ, в котором осознает: « у него нет никакого имени, в котором выражалась бы его сущность»...
Как тут не упасть на колени? Ясно – некое Бытие – есть, а вот что оно такое есть даже египетские маги понять не могут. И конечно, Моисей, был шокирован таким ответом. Вся его система представлений оказалась сфальсифицированной. Он встретился с бытием, с Сущим (Имя Иегова – в основном значении означает «Сущий»), но Оно не имеет имени! И это означает, что не только он, но и вообще никто не может получить над ним власть. А поэтому это существо неподвластное никому, и никто не мог бы его создать, поскольку прежде чем создавать, нужно было бы знать сущность того, что ты создаешь. Но сущность его непостижима. А потому перед ним не просто «демон» - некая мелкая сошка, а Творец всего сущего – абсолютная онтологическая мощь. И фактически для общения с этим «демоном» остаётся только один путь: смирение перед Ним, и упование на Его милость, в надежде, что он окажется Благим …