2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение29.11.2012, 20:30 


20/09/09
1903
Уфа
Наткнулся в инете на статью С.Е.Рукшина "Дошли до точки невозврата" - тренера, вырастившего Григория Перельмана и Станислава Смирнова (http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947%40SV_Guest). В статье Рукшин говорит о наболевших серьезных проблемах в российском образовании, которые имеют место быть в данное время. Чтобы не пересказывать своими словами, приведу цитату:
Цитата:
– Вы говорите: «направления реформ». Какие направления вас особенно нервируют?

– Первое. В их основании совершенно ложная посылка о том, что мы развиваем сферу образовательных услуг. Ставим образование в положение бедной замученной женщины легкого поведения, которая вынуждена навязывать свои услуги, чтобы как-то заработать на жизнь.

Образование – это категорически не услуга. Это системообразующий институт нации и государства. Гражданами России нас делает образование и воспитание, а не купленные услуги. Когда-то Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл не прусский солдат, а прусский учитель, воспитавший прусского офицера, фельдфебеля, инженера и солдата.

Вопросы образования – это вопросы национальной безопасности. Путин поставил задачу: создать новую инновационную экономику. Но кто ее будет создавать? У нас растет количество техногенных катастроф, рушатся мосты, разрушаются электростанции, спутник «Фобос-грунт» не на грунте Марса, а на грунте Мирового океана.

Это связано с тем, что у нас недостаточно высококвалифицированных научно-технических кадров. Во многих отраслях опытным разработчикам больше 60 лет, а следующее поколение – мальчики 20 – 30 лет. Вместо серьезной работы в этом направлении мы учреждаем кафедры теологии в МИФИ и собираемся кропить ядерные реакторы святой водой.

Второе. Мы совершаем трагическую ошибку, говоря, что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым специалист будет знать, где нужные знания взять. Госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с ее «географию пусть извозчики знают» как раз обладала компетенциями: знала, где находятся нужные ей знания – у извозчика. А теперь представьте себе дежурного на атомной станции, который не обладает нужным знанием, а просто знает, где его взять. Или хирург у операционного стола, на котором лежит ваш ребенок! Не будет у него на это времени! Компетенции – это всего лишь дополнение к профессиональным знаниям и навыкам.

Третье. В новый закон мы вбиваем гвоздями все те глупости, которые были сделаны за 10 лет реформ. Более 60% населения не одобряют ЕГЭ, но он входит в закон. Нам говорили, что ЕГЭ будет введен только по результатам эксперимента, но они до сих пор не опубликованы. Заседание коллегии министерства называлось не «анализ эксперимента по ЕГЭ», а «анализ эксперимента по введению ЕГЭ». Непрерывная череда ежегодных скандалов, связанных с ЕГЭ, уже набила оскомину.

Четвертое. Стандарты. Вдумайтесь: предлагается профильное обучение в старших классах, но химия, физика и биология, необходимые в комплексе будущему медику или металлургу, – в разных профилях. Недостающее ему придется доучивать в вузе, и тем самым мы отсрочиваем подготовку специалистов.

Пятое. Переход на бакалавра-магистра. Бакалавр – это человек, который владеет только основами теоретических знаний. В качестве наиболее ядовитых последствий этих перемен сообщаю: в большом количестве педагогических вузов страны не будет специальности «учитель» – не будет учителей математики, физики и т. д. Будут бакалавры и магистры образования.

Шестое. Вузы. Только что прошел по стране скандал с оценкой эффективности вузов. Но среди критериев нет ни одного, который оценивал бы качество выпускников. Под сокращение пошли вузы, которые являются системообразующими в регионах. Какое бы «не блестящее» образование ни давала новокузнецкая педагогическая академия или барнаульский мединститут – именно такие вузы обеспечивают учителями и врачами большую часть территории России. Вы можете себе представить в отсутствие системы распределения выпускника московского сеченовского мединститута, который поедет в глухую деревню?

И все под фальшивым лозунгом «Неужели вы хотите, чтобы вашего ребенка лечил плохой врач или учил плохой учитель!». Прежде чем улучшать качество образования, мы рискуем оставить без учителей и врачей большую часть населения.

Седьмое. Наука. Совершенно не заботятся о малом наукоемком бизнесе. Весной прошлого года была внесена веселая поправка в Налоговый кодекс: если предприятие, на свои деньги развивающее науку, хочет получить налоговые льготы, оно должно подать в налоговую отчет с описанием своей интеллектуальной собственности. А налоговая имеет право передавать отчеты другим научным и техническим организациям для экспертизы. Хочешь льготу – сливай свои ноу-хау?!

Восьмое. Развал преподавательского и учительского корпуса. Обсуждается «стандарт учителя» – у нас что, других проблем нет, у нас огромная очередь желающих работать учителями? Помните, у Рязанова в фильме «Гараж» был персонаж жена Гуськова, которая постоянно стенала: «Почему опять Гуськов?!».

Проект стандарта учителя таков, что ему не может соответствовать никто. Учитель должен не только знать педагогику, психологию, методику, но и уметь работать с инвалидами в инклюзивном классе, с трудными подростками, с детьми, для которых русский не родной. Кроме того, чтобы получить первую и высшую категорию, он должен писать научные работы, учебники, защищать диссертации, выступать на научных конференциях. Это не задача учителя! Такие, как мой ученик и коллега директор лицея № 239 Максим Пратусевич, у которого все это есть, – скорее исключения. Но ведь достойными учителями могут быть и педагоги в школах на окраинах, где нет победителей международных олимпиад! Почему прежде не введут систему аттестации чиновников Минобра?!


– Потому что «опять Гуськов».

– Систему образования с остатками независимости и с энтузиастами хотят сделать доступной для манипулирования чиновниками. Ведь все показатели, которыми пытаются оценивать работу учителей и вузовских преподавателей, – сугубо формальные. Зато хороши тем, что цифирьку, не имеющую отношения к реальной работе, чиновник может получить, не отрывая зад от кресла.

Дальше. В 2013 году исполнится 80 лет становлению в нашей стране системы поиска особо одаренных детей. В 1933 году именно в Ленинграде была создана система такой работы – научная станция, которая потом стала частью Дворца пионеров. Именно в нашем городе складывались первые в стране олимпиады по математике. Что происходит сейчас: фактически новый закон ликвидирует систему лицеев, гимназий и спецшкол. Будет единая школа с возможностью профильного обучения в старших классах.

Мы уничтожаем питательную среду, которая позволяла ребенку недалеко от дома получать высококачественное и общедоступное образование. Нет у нас столько педагогов, чтобы во всех поселках городского типа и сельских школах учили одинаково прекрасно. У нас их с трудом хватало на тонкий слой лицеев и гимназий. Мы, уничтожая этот слой, не просто режем курицу, которая несет золотые яйца, мы еще и сжигаем курятники. Мы уничтожаем один из важнейших социальных лифтов – образование! Ломоносовых не будет – не смогут оплатить дополнительные образовательные услуги!

А в других странах одаренные дети пользуются колоссальной поддержкой. Возьмем Китай: экономика демонстрирует невиданные темпы роста; школьники – победители международных олимпиад в командном и личном зачете; таланты можно набрать уже потому, что выборка огромная – можно бы почивать на лаврах. Но нет, Китай проводит интенсивный поиск одаренных. В США крупнейшие спонсоры работы с одаренными детьми – ФБР, Агентство по национальной безопасности, военная академия Уэст-Пойнт, Военно-морская академия, то есть ведущие организации в системе обеспечения национальной безопасности. А куда смотрят наши Академия ФСБ, ФАПСИ, ракетно-космические войска? Им не нужны уже грамотные специалисты по атомной энергетике, защите информации, запуску ракет?

Недавно состоялась демонстрация модельной методики работы с одаренными детьми. На индивидуальную работу с такими детьми учителю выделяется 7,5 часа! В год! Что, по этим методикам будет выращен хоть один Перельман или Смирнов? Если и да, то они получат у нас вузовское образование, которое пока еще хорошее, и уедут в аспирантуру за рубеж. Мы на экспорт их выращиваем! У меня есть одна забавная награда – благодарность помощника президента США по науке и технологиям «За выдающийся вклад в выступления американских команд на международных олимпиадах». Я не команду американскую готовил – это некоторые мои ученики, которые эмигрировали с родителями, завоевывали медали для американской команды. И теплые слова Билла Гейтса, сказанные мне во время его визита в Москву в благодарность за воспитание ведущих разработчиков, которые работают у него в США, – это ли было целью моей педагогической работы?

Как Вы считаете, все так безнадежно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение29.11.2012, 20:42 
Админ форума
Аватара пользователя


19/03/10
8952
 i  Тема перемещена в Карантин из-за нарушения правил формулировки и оформления тем:

Forum Administration в Правилах форума писал(а):
1. Общие вопросы формулировки и оформления тем
Не путайте форум со своим личным сайтом или блогом. Наш форум - это не трибуна, а место для обсуждений. Начальные сообщения любой темы должны четко и внятно формулировать предмет или вопрос, который предполагается обсудить. В противном случае тема будет закрыта или перемещена в карантин до уточнения предмета.

Специально для желающих обсудить какой-либо социально-общественный или политический вопрос, а также для политических агитаторов (да и вообще любых агитаторов). Если заглавное сообщение темы содержит длинную статью (как правило, скопированную из какого-либо блога, личного сайта или другого стороннего ресурса), то это не является четким и внятным изложением вопроса для обсуждения. Такие темы будут, как правило, удаляться администрацией.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение01.12.2012, 21:36 
Админ форума
Аватара пользователя


19/03/10
8952
 i  Тема перемещена из форума «Карантин» в форум «Свободный полёт»

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение02.12.2012, 01:24 


05/09/11
364
Петербург
Rasool в сообщении #651604 писал(а):
И теплые слова Билла Гейтса, сказанные мне во время его визита в Москву в благодарность за воспитание ведущих разработчиков, которые работают у него в США
Удивительно, не мог себе такого представить.
Rasool в сообщении #651604 писал(а):
Как Вы считаете, все так безнадежно?
В смысле государственной помощи - думаю, почти да. Но своими силами хорошие вещи делают, или поддерживают, доставшиеся в наследство от Советского Союза, в малых масштабах, в силу нехватки средств, хотя и в этом есть свои плюсы (в малых масштабах). В качестве примера могу привести физ-мат клуб при ПОМИ, НМУ, 57 школу в Москве и наши Питерские фмл: 239, 30, ЮМШ (вообще, это организация бесплатных, свободных математических кружков для школьников, но она базируется в основном в 533 лицее), ФТШ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение02.12.2012, 14:52 


05/09/11
364
Петербург
Да, а ещё благословенный форум dxdy и газета вконтакте - пророк его :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение02.12.2012, 18:07 


15/05/05
351
Россия
С. Е. Рукшин после выхода статьи дал ещё интервью - «Ломоносовых может больше и не быть...» - о законопроекте "Об образовании в РФ".
Можно считать его продолжением упомянутой статьи.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение02.12.2012, 21:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/03/06
1898
Москва
По моему скромному мнению, мы эту точку невозврата уже несколько лет назад "успешно" прошли.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение02.12.2012, 22:01 
Заблокирован


16/02/12

1277
Rasool в сообщении #651604 писал(а):
Мы совершаем трагическую ошибку, говоря, что образование должно давать не знания, а компетенции, благодаря которым специалист будет знать, где нужные знания взять


Серьезный педагог, владеющий познаниями в области психологии личности и межличностного общения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сергей Евгеньевич РУКШИН: Дошли до точки невозврата
Сообщение02.12.2012, 22:53 


27/02/09
2803
Rasool в сообщении #651604 писал(а):
А теперь представьте себе дежурного на атомной станции, который не обладает нужным знанием, а просто знает, где его взять.

А вот я бы совершенно точно предпочел бы такого дежурного по АЭС, для которого инструкция(то есть то, где есть нужное знание) святая книга, нарушить которую тяжкое преступление. Были уже такие, обладали нужными знаниями(вернее считая себя обладателями), смело действовали, наплевав на инструкции... вот пусть такого высшего образования(совкового) и таких специалистов больше никогда не будет

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group