Появились новые соображения по этой теме.
Так получилось, что пост оказался слишком длинным, потому что я попытался как можно подробнее изложить свои мысли по этому вопросу. Внизу есть краткий свод тезисов и вопросов.
Теория строится на том основании, что существуют некоторые объекты, которые мы называем классами, и другие объекты, не-классы. Они существуют онтологически, по бытию.
Из книги: «нет других абстрактных объектов, кроме классов, то есть нет ни отношений, ни функций, ни чисел, если только они не конструируются в виде классов. Кроме конкретных объектов нужно распознавать только те классы, которые содержат эти объекты в качестве своих членов, затем классы, члены которой из совокупности и так далее. [...] Остаётся неясным, какие объекты считать конкретными.»
Как видно, утверждается существование «конкретных объектов», которые не являются классами. Любой другой объект по построению теории должен быть классом, который за конечное число шагов "вглубь", должен состоять из этих объектов.
В качестве смыслового инструмента мы выбираем символ
. Задать объект, как я понял, значит задать его поведение относительно этого символа слева и справа. Как демонстрация, автор сразу придаёт смысл записи «
», если
не является классом, то есть является конкретным объектом. Будучи конкретным объектом,
обозначает себя, поэтому естественно наделить запись «
» смыслом «
это
». Напомню, никакого равенства у нас ещё нет (только равенство формул, поскольку логика первого порядка считается развернутой), а конкретный объект мы можем отличить по бытию от любого другого объекта, конкретного или не очень.
Далее, мы говорим, что такой приём позволяет определить понятия равенства:
. Это определение оказывается полезным в дальнейших рассуждениях, когда вместо
и
мы будем подставлять абстракции. Кроме того, именно этот приём позволяет нам средствами теории определить, является ли данная нам сущность
классом или нет:
.
Далее, мы говорим об абстрации феноменологически, формально ограничиваясь лишь тем, что абстракцию
можно так записать. Это не класс, то есть это лишь запись, которая не обязательно соответствует некоторому классу, но мы её всюду будем использовать как класс, и потому мы наделим через
эту запись соответствующем ему содержанием. Мы пишем:
Я в первом посте спрашивал, почему стрелка в одну сторону. С точки зрения метатеории,
, существование которого мы утверждаем в записи
, достаточно быть подмножеством
. Иными словами, в качестве
рассматривается некоторый класс (или объект) некоторых иксов, удовлетворяющим
, среди которых есть
. Мы не утверждаем, что существует класс
. Если он существует, то уже в рамках теории мы можем утверждать, что любой класс
, который может использоваться в определении, будет подмножеством
. А если не существует, то мы можем по-прежнему оперировать этой записью.
То обстоятельство, что
не едино для всех
, может привести нас к некоторым нетривиальным выводам. Например,
как класс содержит все конкретные объекты и все множества (как в NGB), но мы тогда допускаем существование какой-то абстракции, которая не будет элементом
. Подробней об этом написано ниже.
Далее, мы даём следующее определение:
Как видно, абстракция может быть элементом другого класса или абстракции только в том случае, если существует класс, который эту абстракцию выражает.
Другое замечание: что может быть связано кванторами? Только объекты, то есть конкретные объекты и классы. Абстракция не может быть связана.
Единичный класс мы определяем так:
.
Если все предшествующие рассуждения справедливы, то
Это утверждение есть в книге.
Тут сразу возникает вопрос: если мы не можем связывать кванторами не-объекты, то как может в этой формуле
?
В случае, когда
, суждение
всегда ложно, поэтому
, поэтому выражение
. Напомню,
.
1. мы вводим абстракции, мысля их как классы, но они могут быть гораздо шире классов, посему не всегда они бывают элементами универсума. Тем не менее, описав поведение абстракций вообще относительно «
» по отношению к абстракциям.
2. Что мы можем связывать кванторами всеобщности и существования? Только буквы, соотв. объектам или ТМ-абстракции также?
3. Если рассуждения верны, то
. Верно ли, что
? Последнее мне кажется сомнительным.