2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 62 Киевская городская олимпиада школьников 2007
Сообщение24.01.2007, 23:55 
Экс-админ
Аватара пользователя


23/05/05
2106
Kyiv, Ukraine
LXII Киевская городская олимпиада юных математиков
21.01.2007

Изображение

7 класс
1. Розыгрыш лото проводится выбором 5 разных шаров из 100 шаров, пронумерованных следующим образом - 00, 01, 02, ..., 99. В очередном розыгрыше последовательно выпали 5 шаров, чьи номера расположены в порядке возрастания, и в этих пяти номерах были использованы все 10 цифр. Какой наибольший номер при этом может иметь средний из пяти шар этого розыгрыша?
2. На бумаге в клетку со стороной клетки 1 нарисована замкнутая ломаная, звенья которой идут вдоль линий клеток, и никакие два звена этой ломаной не пересекаются. Обозначим количество клеток, которые попали внутрь этой ломаной через $N$, а длину этой ломаной (сумму длин всех ее звеньев) $M$.
а) Известно, что число $N$ - четное, обязательно ли число $M$ также четное?
б) Известно, что число $N$ делится нацело на 4, обязательно ли число $M$ также делится нацело на 4?
3. Назовем составное натуральное число $n$ "странным", если все его делители выписать в порядке возрастания $d_1=1<d_2<d_3<\ldots<d_k=n$, то каждый следующий делится на предыдущий, т.е. $d_{j+1}$ делится нацело на $d_j$ при $1\le j\le k-1$. Найти все "странные" натуральные числа от 1 до 100.
4. Два игрока по очереди красят строки и столбцы квадратной таблицы $6\times6$. Первый красит в желтый цвет, второй - в голубой. Красить уже раньше закрашенные строку или столбец нельзя. Всего есть 6 строк и 6 столбцов, таким образом каждый из игроков сделает ровно по 6 ходов. В конце игры, если в таблице больше зеленых клеток, чем клеток другого цвета, то побеждает первый игрок, если зеленых меньше - то побеждает второй игрок, если поровну, то игра заканчивается ничьей. Кто победит в этой игре? (Напомним, что клетка имеет зеленый цвет, если она была окрашена в желтый и голубой цвет в любом порядке).

8 класс
1. На прямой слева направо расположены домики Пятачка (А), Винни-Пуха (В), Совы (С) и Ослика Иа (И). На день рождения одновременно из своих домов вышли Пятачок (с надувным шариком), Винни (с горшком меда) и Сова в направлении дома Иа. Пятачок очень быстро бежал, и на уровне домика Винни у него лопнул шарик. Он побежал назад домой, взял другой шарик и снова побежал к Иа. Напротив дома Совы у него снова лопнул шарик, он снова побежал домой, взял третий шарик и снова побежал к ослику. Винни шел с горшком меда и понемногу его ел. Напротив дома Совы мед закончился, и он вернулся за новым медом и снова пошел к Иа. Сова шла на день рождения без остановок и приключений. Оказалось, что они пришли в гости одновременно. Зная, что дом Совы находится на расстоянии $1{,}5\text{ км}$ от дома Иа, и что Пятачок бегает вдвое быстрее чем Винни, и втрое быстрее чем Сова, найти, на каком расстоянии от домика Иа находятся дома Пятачка и Винни-Пуха.
2. Три толстяка разорвали толстую книжку на три части. Когда каждый из них посмотрел на последнюю страницу своего куска, то выяснилось, что это были 3 трехцифровых числа, в записи которых используется девять разных цифр кроме нуля. Какое наибольшее количество страниц может иметь кусок книги, который был расположен посредине среди этих оторванных кусков?
3. В трапеции $ABCD$ углы при основании $AB$ равны соответственно - $\angle DAB=120^{\circ}$ и $\angle ABC=150^{\circ}$. Основание $H$ перпендикуляра, который опущен из вершины $A$ на диагональ $BD$, расположено на средней линии $MN$ трапеции, где точка $M$ принадлежит стороне $AD$. Зная величину $AB=a$, найти основу $CD$.
4. Решить в целых числах уравнение: $2x^3+7y^3=3z^3$.
5. На числовой прямой заданы $(2n)$ точек, имеющие координаты $1,2,\ldots,(2n)$. Двое игроков по очереди ставят в любую из еще незанятых точек число "0" или число "1". После $n$ пар таких ходов рассматривается $(2n-1)$ соседних отрезков с вершинами в точках $k$ и $k+1$ при $1\le k\le 2n-1$. Если концы отрезка содержат одинаковые числа, то 1 балл получает первый игрок, если разные - то второй.
а) Кто побеждает при правильной игре обоих игроков?
б) С каким максимальным преимуществом одного из игроков может закончиться эта игра?

9 класс
1. Решить систему уравнений: $\left\{\begin{aligned} x_1+x_2&{}=-3,\\ x_2+x_3&{}=-2,\\
x_3+x_4&{}=-1,\\
x_4+x_5&{}=0,\\
x_5+x_6&{}=1,\\
x_6+x_7&{}=2,\\
x_7+x_1&{}=3.
\end{aligned}\right.$
2. Решить в целых числах уравнение: $x^4+5y^4=2z^4$.
3. На прямой последовательно заданы 4 точки - $A$, $P$, $Q$, $W$, являющиеся точками пересечения биссектрисы $AL$ треугольника $ABC$ с описанной и вписанной окружностью. Зная лишь эти точки, построить треугольник $ABC$.
4. Для положительных чисел $a$, $b$ доказать неравенство: $a+b\ge\dfrac{2\sqrt{ab(1+a)(1+b)}}{1+\sqrt{ab}}$.
5. На окружности последовательно расположены вершины $(2n)$-угольника. Двое игроков по очереди ставят в любую из еще незанятых вершин число "0" или число "1". В конце игры после $n$ пар таких ходов рассматривается $(2n)$ хорд, соединяющих соседние точки - стороны этого $(2n)$-угольника. Если концы отрезка содержат одинаковые числа, то 1 балл получает первый игрок, если разные - то второй.
а) Кто побеждает при правильной игре обоих игроков?
б) С каким максимальным преимуществом одного из игроков может закончиться эта игра?

10 класс
1. Решить уравнение: $\sin(\sin x)=\cos(\sin x)$.
2. Назовем натуральное число $n$ "странным", если оно кратно 4 и удовлетворяет условию - имеет четное количество делителей, и когда все делители числа выписать в порядке возрастания $d_1=1<d_2<d_3<\ldots<d_{2k}=n$, то каждый следующий делитель с четным номером делится на предыдущий, т.е. $d_{2j}$ делится нацело на $d_{2j-1}$ для $1\le j\le k$. Найти все "странные" натуральные числа от 1 до 500.
3. На плоскости заданы точки - $P$, $Q$, являющиеся точками пересечения биссектрисы $AL$ некоторого треугольника $ABC$ с вписанной окружностью, а также точка $W$ - пересечение биссектрисы $AL$ с описанной окружностью, отличная от вершины $A$.
а) Найти геометрическое место возможного расположения вершины $A$ треугольника $ABC$.
б) Найти геометрическое место возможного расположения вершины $B$ треугольника $ABC$.
4. Пусть $a_1,a_2,\ldots,a_n$ - возрастающая арифметическая прогрессия с положительными членами. Доказать неравенство $\sqrt{\dfrac{a_1+a_{n-1}}{2a_1a_n}}(n-1)\ge\sqrt{\dfrac{1}{a_2}}+\sqrt{\dfrac{1}{a_3}}
+\ldots+\sqrt{\dfrac{1}{a_n}}$.
http://www.mathlinks.ro/Forum/viewtopic.php?t=129698
5. Задан каркас $n\times n$ из проволоки. При каких натуральных значениях $n$ его можно разрезать на целое количество фигурок типа "T", в которых длина отрезка $AB=2$, а $CE=1$?

11 класс
1. Найти решения системы: $\left\{\begin{aligned}{}&\lvert
x^4-17x^2\rvert\ne x^4-17x^2,\\
{}&\lvert x^2-8x-50\rvert+x^2-8x-50=0.
\end{aligned}\right.$
2. Для положительных чисел $a$, $b$ доказать неравенство: $a+b\ge\dfrac{2\sqrt{ab(1+a)(1+b)}}{1+\sqrt{ab}}$.
3. Для заданного натурального числа $n$ рассмотрим последовательность символов $\{x_i\}$, удовлетворяющую следующим условиям:
I) в этой последовательности есть не более $n$ разных символов;
II) нет последовательных одинаковых символов;
III) нет подпоследовательности вида $abab$, т.е. не существует таких натуральных $j<k<l<m$, для которых $x_j=x_l$, $x_k=x_m$.
Например, для $n=5$ последовательность из 7 символов $abacade$ условиям удовлетворяет, а последовательность из 8 символов $abcadaec$ - не удовлетворяет, поскольку $x_1=x_4=a$ и $x_3=x_8=c$.
Определить, какое наибольшее количество символов может содержать такая последовательность?
4. Найти все функции $f:\mathbb{R}\to\mathbb{R}$ такие, что для всех действительных $x$, $y$ выполняется равенство:
$$f\bigl(x^2-f^2(y)\bigr)=x\,f(x)-y^2.$$
5. На плоскости отмечены точки $A$ и $P$. Рассмотрим все такие точки $B$, $C$ этой плоскости, что $\angle ABP=\angle MAB$ и $\angle ACP=\angle MAC$, где $M$ - середина отрезка $BC$. Докажите, что все описанные окружности около треугольника $ABC$ для разных точек $B$ и $C$ проходят через некоторую фиксированную точку, отличную от точки $A$.

http://community.livejournal.com/ru_oly ... 35032.html
http://matholymp.kiev.ua/index.php?p=sh ... d=3&area=1
условия в одном файле: .TEX .PDF
жюри: http://dmitin.livejournal.com/59709.html
Предварительные результаты: http://univer.org.ua/results.zip (.XLS.ZIP)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 00:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
9 класс

Задача 1

$x_1 = 0,\phantom{0} x_2 = -3, \phantom{0} x_3 = 1, \phantom{0} x_4 = -2, \phantom{0} x_5 = 2, \phantom{0} x_6 = -1, \phantom{0} x_7 = 3$

Добавлено спустя 9 минут 9 секунд:

1 задача 10 класса, по моему, уже разбиралась на форуме, по моему, даже с графической частью.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 01:31 
Заслуженный участник


14/01/07
787
9 класс, задача 2:
(x,y,z) = (0,0,0); - единственное решение.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 01:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
8 класс

Задача 2

Первый толстяк - 964 страница, второй толстяк - 875 страница, третий толстяк - 123 страница. Таим образом самый толстый кусок в 752 страницы.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 01:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
Может, начнем выкладывать решения :lol:
Неравенство
$$a+b\geqslant\frac{2\sqrt{ab(1+a)(1+b)}}{1+\sqrt{ab}}$$
эквивалентно очевидному
$$(\sqrt a-\sqrt b)^2\geqslant\frac{2\sqrt{ab}(\sqrt a-\sqrt b)^2}{(1+\sqrt{ab})(1+\sqrt{ab}+\sqrt{(1+a)(1+b)})}$$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 02:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
RIP писал(а):
Может, начнем выкладывать решения :lol:


Это можно 8-) , 11 класс, задача 4

$f(x) = x$ (эта задача правда похоже на ту, которую Вы задавали, а единственность доказывается тогда так-же, как сделал это maxal)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 02:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
Capella писал(а):
11 класс, задача 4

$f(x) = x$ (эта задача правда похоже на ту, которую Вы задавали, а единственность доказывается тогда так-же, как сделал это maxal)

Либо я совсем тупой, либо одно из двух, но я не вижу, как здесь доказывается единственность по аналогии с той задачей (Вы про $f(f(f(x)))+4x=f(5x)$?). Мое решение довольно длинное и неуклюжее. :oops: Не могли бы Вы расписать поподробней.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 02:34 
Заслуженный участник


14/01/07
787
Класс 9.
Задача 3.


Центр вписанной окружности O расположен в середине отрезка PQ.
Осталось заметить, что OW=BW=AW.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 02:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
А я попробую порешать 7й класс :D
Я так понимаю, в первой задаче ответ 76?
Во второй задаче: $M$ всегда четно (независимо от четности $N$), т.к. ломаная замкнута. В пункте б) ответ, очевидно, нет.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 02:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
Тогда так:

Разбиваем на две части и имеем два уравнения, которые должны иметь одно и тоже решение:


$x\cdot f(x) = x^2$
$f^2(y) = f(y)\cdot f(y)= y^2 = y \cdot y$

Сразу видно из первого хотя-бы, что решение единственно.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 02:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
Capella писал(а):
Тогда так:

Разбиваем на две части и имеем два уравнения, которые должны иметь одно и тоже решение:

$x\cdot f(x) = x^2$
$f^2(y) = f(y)\cdot f(y)= y^2 = y \cdot y$

Опять не догнал :oops:
Что значит "разбиваем на две части"? Как получаются эти уравнения?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 03:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
Эти выражения получаются из-за того, что аргумент и само значение функции зависят от одной и той-же переменной.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 04:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
Зад. 8-4.
Единственное решение $x=y=z=0$ (рассмотрение $\pmod7$)

Зад. 10-4
Для $k=2,3,\ldots,n$
$$\left(\sqrt{\frac1{a_k}}+\sqrt{\frac1{a_{n+2-k}}}\right)^2\leqslant2\left(\frac1{a_k}+\frac1{a_{n+2-k}}\right)=\frac{2(2a_1+nd)}{a_ka_{n+2-k}}\leqslant\frac{2(2a_1+nd)}{a_2a_{n}}\leqslant\frac{2(a_1+a_{n-1})}{a_1a_{n}}$$
(Последнее нер-во проверяется в лоб)
Значит,
$$\sqrt{\frac1{a_k}}+\sqrt{\frac1{a_{n+2-k}}}\leqslant2\sqrt{\frac{a_1+a_{n-1}}{2a_1a_n}}$$
Осталось просуммировать по $k$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 04:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/10/05
1142
По поводу 4 задачи за 11 класс

После обсуждения с RIPом выяснили, что в данном случае решение действительно единственное, но задачу можно модифицировать и тогда будут и другии решения.
Если кому-то интересно, то вот условие, предложенное RIPом:

$f(x^2 - y^2) = x\cdot f(x) - y \cdot f(y)$

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.01.2007, 06:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/01/06
3822
neo66 писал(а):
Класс 9.
Задача 3.


Центр вписанной окружности O расположен в середине отрезка PQ.
Осталось заметить, что OW=BW=AW.

Очепятка: $OW=BW=CW$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 40 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group