2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 19:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6682
--mS-- в сообщении #470956 писал(а):
А в исходной задаче при размещении неразличимых пассажиров ответ - $1/11$.

Ранее предлагался ответ $5040/50840$. Он что, неправильный? Или речь идёт о разных задачах? (Может пассажиры разные?)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 19:41 


21/06/11
45
Уважаемый ewert! Я сейчас не о задаче, а о совете alex заняться мне чем нибудь другим. Мне кажется, такого в клубе не должно быть. Я попросил alex проверить правильность моего доказательства бесконечности простых чисел, а также решить две задачки. Может ли математик от такой несложной (но по-моему, интересной) просьбы отказаться? Но я ему не буду советовать заняться чем-нибудь другим. Сегодня годовщина смерти Высоцкого, "Его прощаю, его прощаю..."
С уважением

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 20:07 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #471167 писал(а):
Ну, поехали... :( Исходы независимыми быть не могут - они несовместны.

Приехали. Вы уверены, что действительно не поняли, о какой независимости шла речь?...

--mS-- в сообщении #471167 писал(а):
Откуда Вы знаете мотивы пассажиров, выбирающих себе вагоны? Может, им нравится кучковаться или они боятся пустоты и темноты?

Отсюда:

ewert в сообщении #471066 писал(а):
Просто за неимением дополнительной информации

Есть основания считать выбор независимым (фактически это, конечно, не совсем так, но это -- типичная ситуация для такого рода учебных задач). И нет никаких оснований предполагать какую-либо явную зависимость. Следовательно: по умолчанию -- выбор независим.

--mS-- в сообщении #471167 писал(а):
покупатель приходит в магазин, где есть 7 видов пирожных, и выбирает 4 пирожных. Предполагается, что любой набор выбранных пирожных равновозможен.

Ага, я понял: поскольку в этой задачке явно указывается, что равновероятными считаются именно наборы -- без такого указания равновероятными пришлось бы считать не наборы, а, наоборот, наборы. Логично.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 20:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
мат-ламер в сообщении #471175 писал(а):
--mS-- в сообщении #470956 писал(а):
А в исходной задаче при размещении неразличимых пассажиров ответ - $1/11$.

Ранее предлагался ответ $5040/50840$. Он что, неправильный? Или речь идёт о разных задачах? (Может пассажиры разные?)

Он неправильный. Правильный - $5040/59049$. И тот, что выше - тоже правильный. В другой задаче.

Да, речь идёт о разных задачах. Пассажиры, может, и одинаковые, а вот априорные предположения о том, какие исходы полагаются равновозможными, у разных людей в этой ветке разные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 20:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6682
Я просто запяматовал пятизначное число в знаменателе, помню что $3^{10}$. Однако, если alex1910 правильно решил задачу, за что его тут все ругают?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 20:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #471191 писал(а):
Приехали. Вы уверены, что действительно не поняли, о какой независимости шла речь?...

Оп! Мне предлагается что-то понимать дополнительно к тому, что Вы написали? Извините, я просто следую Вашему примеру: цепляюсь к неосторожным словам. "Исходы равновозможны и независимы" - это в любом случае Ваши слова.

ewert в сообщении #471191 писал(а):
Есть основания считать выбор независимым (фактически это, конечно, не совсем так, но это -- типичная ситуация для такого рода учебных задач). И нет никаких оснований предполагать какую-либо явную зависимость. Следовательно: по умолчанию -- выбор независим.

Спасибо, кэп. Вы снова повторяете то, что я давно сказала по поводу исходной постановки задачи. Что слова "наудачу" следует трактовать именно так. Что Вы пытаетесь доказать, кому и зачем?
Однако - ещё раз - постановка задачи, в которой различимы (и равновозможны) лишь размещения, отличающиеся числом пассажиров в вагонах, имеет не меньше смысла. Как и в задаче с пирожными. Ещё в задаче про лифт часто такое предположение постулируют.

Хотя, возвращаясь к смыслу: выше не шла речь ни про какой смысл. Речь шла о решении задачи в явным образом постулированных tess условиях неразличимости пассажиров и равновозможности пресловутых $66$ исходов. В этих условиях возражения против его решения ещё будут?

ewert в сообщении #471191 писал(а):
Ага, я понял: поскольку в этой задачке явно указывается, что равновероятными считаются именно наборы -- без такого указания равновероятными пришлось бы считать не наборы, а, наоборот, наборы. Логично.

Ну я же не приготовишке текст приводила, а знатоку учебных задач? Который знает, что за задача, откуда, как в точности звучит формулировка. Не нравится слово "набор" - давайте заменим на "состав". Я так понимаю, что по существу возражений нет, и Вы согласились, что в задачах классической вероятности возможно использование сочетаний с повторениями?

-- Вт июл 26, 2011 00:39:58 --

мат-ламер в сообщении #471199 писал(а):
Я просто запяматовал пятизначное число в знаменателе, помню что $3^{10}$. Однако, если alex1910 правильно решил задачу, за что его тут все ругают?

Правильно решить тривиальную задачу - не доблесть. Ругал тут пока что он, а не его: Вы ничего не перепутали?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 21:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
6682
А, дошло. --mS--. Т.е. Вы доказываете, что если люди одинаковые, то уже ответ будет $1/11$, а не $5040/3^{10}$? Пока не понял, на что влияет одинаковость людей, но буду разбираться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 21:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
мат-ламер в сообщении #471214 писал(а):
А, дошло. --mS--. Т.е. Вы доказываете, что если люди одинаковые, то уже ответ будет $1/11$, а не $5040/3^{10}$? Пока не понял, на что влияет одинаковость людей, но буду разбираться.

Справедливости ради, не я, а tess. Другой справедливости ради, одинаковость людей - плохой термин. Наденьте в условиях исходной задачи абсолютно чёрные очки (в которых все кошки серы), вероятность от этого не поменяется. Дело не в одинаковости, а в нежелании считать (в классической схеме) разными исходы, отличающиеся лишь номерами людей в вагонах. То, что называют "неразличимостью" шаров.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение25.07.2011, 22:02 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
--mS-- в сообщении #471202 писал(а):
постановка задачи, в которой различимы (и равновозможны) лишь размещения, отличающиеся числом пассажиров в вагонах, имеет не меньше смысла. Как и в задаче с пирожными.

Минимум два дефекта (возможно, нашлось бы и больше, но лень искать, да и ни к чему, собственно).

Во-первых, различение лишь количеств выглядит в случае пассажиров бессмысленным абсолютно. Достаточно огрубить задачу; ну пусть вагонов лишь два. Тогда это -- чистенькая схема Бернулли. Ну пусть условно чистенькая; но то, что разные пассажиры хоть в каком-то смысле друг от друга не зависят -- это-то, я надеюсь, очевидно?... Между тем схема Бернулли даёт результат просто-таки патологически отличающийся от результата при равновероятности набора количеств.

Во-вторых, Ваша аналогия с пирожными была крайне неудачна. Во втором случае присутствовал лишь один выборщик, и ему можно при желании было приписать какие угодно побуждения -- в т.ч. и такое крайне экзотическое, как скрупулёзный подсчёт всех вариантов количеств. В случае с разными мемберами это как-то не пройдёт.

мат-ламер в сообщении #471214 писал(а):
А, дошло. --mS--. Т.е. Вы доказываете, что если люди одинаковые, то уже ответ будет $1/11$,

Да. Только тут существенно, что в Писании было сказано именно "в один, в другой и в третий", а не "в первый, во второй и в третий".

Только к одинаковости это всё равно ни малейшего отношения не имеет.

-- Пн июл 25, 2011 23:29:16 --

мат-ламер в сообщении #471199 писал(а):
alex1910 правильно решил задачу, за что его тут все ругают?

Вообще-то за дело: за несколько избыточную экспрессивность. Это независимо от правильности решения (в которое я, правда, не вчитывался, но идеология выглядит правильной).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение26.07.2011, 07:48 
Аватара пользователя


22/07/08
1380
Предместья
--mS-- в сообщении #471167 писал(а):
Нет, не будет. Вы повторяете ту же ошибку, что и alex1910 - если Вы перестали различать исходы в числителе, перестаньте и в знаменателе, чтобы не делить число деревьев на число слонов.


Если перестать различать исходы, то от моей ошибки мы перейдём к вашей, только и всего.
Вот простой пример.
Подбрасываем две монеты.
Если их каким-то образом различать, то вероятность события: обе монеты выпали гербом - будет равна 1/4. Если мы перестанем их различать, вероятность двух гербов сразу станет равна 1/3.
Но монеты (и пасажиры) не знают, различаем мы их, или нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение26.07.2011, 12:24 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Лукомор в сообщении #471259 писал(а):
Подбрасываем две монеты.Если их каким-то образом различать, то вероятность события: обе монеты выпали гербом - будет равна 1/4. Если мы перестанем их различать, вероятность двух гербов сразу станет равна 1/3.

Ещё раз: неразличимость тут совершенно не при чём.

Если мы их не различаем, то у нас получается три элементарных исхода: 00, 01, 11. Но мы всегда можем их принудительно различить, и тогда исходов станет четыре: 00, 01, 10, 11.

Мы имеем полное право и на первый подход, и на второй; вопрос совершенно не в этом. Вопрос в том, при каком подходе исходы можно считать равновероятными (если вообще можно). Для ответа на этот вопрос нужна дополнительная информация. Здесь такая информация есть: бросания независимы. Откуда уже однозначно следует, что равновероятность получится именно при втором подходе (а при первом -- соответственно, не получится).

-- Вт июл 26, 2011 13:34:31 --

Кстати, вспомнилась по этому поводу одна замечательная задачка:

"В урне десять шаров двух цветов. В неё добавили белый шар, после чего один шар извлекли. Какова вероятность того, что он тоже окажется белым? Все исходные составы шаров в урне считать равновероятными."

Замечательна она тем, что ответ не зависит от того, считать ли равновероятными $11$ возможных составов или $2^{10}$. А почему не зависит -- становится понятно, если решать эту задачку разумно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение26.07.2011, 14:31 
Аватара пользователя


22/07/08
1380
Предместья
ewert в сообщении #471286 писал(а):
Если мы их не различаем, то у нас получается три элементарных исхода: 00, 01, 11. Но мы всегда можем их принудительно различить, и тогда исходов станет четыре: 00, 01, 10, 11.

Мы имеем полное право и на первый подход, и на второй

О подбрасывании монет.
Есть вполне определенная физическая процедура, которую можно производить неограниченное количество раз.
При достаточно большом количестве повторений этой процедуры, частота некоторого благоприятного исхода будет сходиться к его вероятности.
Наше математическое описание такой процедуры должно объективно отражать этот процесс, и результат расчёта вероятности должен совпадать с результатом, полученным экспериментальным путём.
Такая же ситуация должна быть и с пассажирами/вагонами.
Наша математическая модель должна давать вполне определённую вероятность определённого события, которую, в принципе, можно получить экспериментально.
К сожалению, бытует мнение, что мы можем различать события и получить одно значение вероятности, или не различать события, и получить другое значение вероятности.
И оба этих значения будут правильными.
И мне показалось, что, в данной теме, кое-кто придерживается подобного мнения.
Возвращаясь к монетам, естественно, можно считать четыре равновероятных варианта по 0.25, либо три варианта, из которых один имеет вероятность 0.5, а два других по 0.25.
Но ни в коем случае не три варианта по 0.33....
Лично мне так кажется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение26.07.2011, 14:59 


21/06/11
45
Решаю Вашу эадачу, ewert, двумя путями.
а) Белых шаров может быть от 1 до 9, чёрных соответственно от 9 до 1. После опускания белого шара белых может быть от 2 до 10. Всё в кучу, белых 54, чёрных 45. Искомая вероятность 54 к 99 или 6 к 11.
б) Вспомнив про Буриданова осла, сразу даю ответ 6 к 11.
С уважением

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение26.07.2011, 15:22 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
tess в сообщении #471313 писал(а):
Всё в кучу,

Не слыхал про такую теорему. И теорему про осла -- тоже.

Кстати: имелось в виду, конечно, не от 1 до 9, а от 0 до 10.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задача про вагоныи пассажиров (ТВ)
Сообщение26.07.2011, 17:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
ewert в сообщении #471222 писал(а):
но то, что разные пассажиры хоть в каком-то смысле друг от друга не зависят -- это-то, я надеюсь, очевидно?...

Разумеется, нет. Кто Вам вообще такое сказал про пассажиров, про которых Вы сами захотели ничего не знать?

-- Вт июл 26, 2011 21:35:28 --

Лукомор в сообщении #471259 писал(а):
Если перестать различать исходы, то от моей ошибки мы перейдём к вашей, только и всего.
Вот простой пример.
Подбрасываем две монеты.
Если их каким-то образом различать, то вероятность события: обе монеты выпали гербом - будет равна 1/4. Если мы перестанем их различать, вероятность двух гербов сразу станет равна 1/3.
Но монеты (и пасажиры) не знают, различаем мы их, или нет.

О боже, ещё один... Монеты с заведомой независимостью результатов бросков тут ни при чём совершенно. Берём два шарика, кладём в два ящика. Объявляем, что варианты размещений "оба в первом", "оба во втором", "по одному в каждом" равновозможны. Выше приводились примеры условно-практических постановок задач, в которых такое допущение разумно. Я уж даже не произношу фамилий Бозе и Эйнштейна с их распределением вкупе...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 67 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group