От парадокса Рассела можно избавиться, если убрать чёрточку снизу в значке отношения включения, которую ввели видать «от большого ума».
есть подмножество множества
, если всякий элемент
есть элемент
. Для этого обозначения используют запись:
Есть множество
учеников 5Б класса, и есть множество
мальчиков 5Б класса. Имеем: если всякий элемент
есть элемент
, то
есть подмножество
. Подразумевается ли при этом возможность случая, когда в 5Б классе могут быть только мальчики? Разве этот случай противоречит определению подмножества? Зачем это «подразумевание» дополнительно уточнять чёрточкой снизу, как будто мы добавляем дополнительное требование, которому должно удовлетворять отношение включения? Наверное, для того, чтобы потом эту чёрточку можно было убрать, получив тем самым «строгое включение». Наличие этой чёрточки заранее подразумевает наличие строгого и не строгого отношений включения. Строгое включение может быть определено через нестрогое включение, а нестрогое включение определяется независимо от строгого.
Есть ещё одна чёрточка, которую тоже ввели «от большого ума». Это отношение включения для элемента множества. Мы можем рассматривать некоторое множество
, либо как подмножество некоторого множества
, либо как элемент
этого некоторого множества
. Это зависит, скорее всего, от свойства множества
или
, но, никак не от свойства отношения включения. Почему же отношение включения в этом случае нужно обозначать по-разному?
Такой пример, (возможно, не слишком удачный). Если мы хотим убить вампира или демона, то мы должны взять серебряную пулю, (простая пуля его не убьёт). Согласитесь, что серебряная пуля отличается от простой, и взята потому, что предназначена для другой цели. Но, чем, скажите, отличается отношение включения
от отношения включения
, почему они обозначены различными значками?
Если мы изначально под отношением включения будем подразумевать знак
, а не знак
, то:
Всякое множество содержит самого себя в качестве подмножества.
Всякое подмножество данного множества можно рассматривать как элемент этого множества.
Объединяя эти два высказывания, получаем: всякое множество содержит самого себя в качестве элемента. Другими словами:
все множества являются элементами самих себя. Множество множеств не являющихся элементами самих себя – пусто.
Вот в таком понимании отношения включения парадокс Рассела исчезает.