А как с очевидностью и интуитивной истинностью аксиомы выбора?
Это определяется примерно так: Вы собираетесь сесть на самолет, а рядом с Вами оказывается его конструктор, и говорит: в расчетах этого самолета мы использовали теорему, которая опирается на аксиому A. Если аксиома A верна, то самолет долетит, а если неверна, то развалится в полете.
Ну, тогда Вам нужно категорически отказаться от всех достижений современной цивилизации. Математический анализ, на котором основана большая часть приложений математики, очень активно использует аксиому выбора, которую Вы считаете недопустимой. Ездить будете на лошади.
В действительности это всё чушь. Вы просто путаете совершенно разные вещи, существующие в непересекающихся "мирах". Вам не должно быть никакого дела до того, какие аксиомы используют математики, тем более, что аксиоматизировать математику полностью нельзя, для подавляющего большинства математических теорий списка аксиом никто и никогда не выписывал, да и то, что называют формальной теорией, никогда не может быть аксиоматизировано до конца. Математика не имеет непосредственного отношения к реальному миру и занимается исключительно логическими конструкциями. Затем физики, механики, ..., инженеры используют эти логические конструкции для создания моделей реальных объектов, в частности, самолётов (или их деталей). Нужно требовать адекватности от этих моделей, а не от аксиом, которые всё равно никакого отношения к моделируемым объектам не имеют. Адекватность же моделей проверяется опытом, а вовсе не рассуждениями об "интуитивной очевидности" аксиом.
С моей точки зрения аксиомы геометрии вообще не являются интуитивно истинными.
Интуиция - это не божественное откровение, а опыт, освоенный человеком до такой степени, что использование его (опыта) происходит автоматически, на подсознательном уровне. У на с Вами разный опыт. Вам кажется интуитивно очевидной и не требующей проверки аксиома арифметики, утверждающая, что за каждым натуральным числом следует другое натуральное число, а аксиома выбора не кажется интуитивно очевидной. Мой же опыт таков, что аксиома выбора для меня интуитивно очевидна (в самом деле, если у меня есть некоторое множество непустых множеств, то почему я не смогу указать в каждом из них по одному элементу?), а вот упомянутая аксиома арифметики явно не очевидна (это не означает, что я её отвергаю).
Истинное утверждение - утверждение, соответствующее действительности.
Какой действительности соответствует упомянутая выше аксиома арифметики?
Интуитивно истинное утверждение - истинное утверждение, несомненная истинность которого подтверждается интуицией.
Про интуицию я написал выше. Это только Ваш личный опыт, который Вы не осознаёте, не более того. А может быть, и хуже: результат некритичного чтения страшилок, сочинённых конструктивистами.
"мы можем решить, что будем добавлять только интуитивно истинные аксиомы". В этом случае у нас не возникнет сомнений по поводу адекватности расширенной теории.
Адекватности чему?
А можем решить добавить и сомнительные аксиомы (или вообще ложные), и посмотреть, что получится. Это тоже будет теория, но ее выводы не будут безусловно справедливы.
Что такое "ложные аксиомы"? Что значит, что "выводы не будут безусловно справедливы"?
А вот, например, аксиомы Пеано являются интуитивно истинными, для них не требуется экспериментальная проверка, и никакой эксперимент никогда не сможет их опровергнуть.
Как Вы себе представляете эксперимент в мире логических конструкций?
По моему скромному мнению, интуитивно истинными могут быть только финитные утверждения (не использующие бесконечных множеств).
Вы недооцениваете финитизм. В нём, например, определимы ординалы, меньшие первого эпсилонового, которые определяются уравнением
.
Теории, использующие бесконечные объекты, могут применяться на практике только после соответствующей экспериментальной проверки (и, конечно, остается риск, что мы что-то недопроверили). На вопрос об истинности геометрии можно ответить после того, как мы договоримся, каким объектам реальности мы будем сопоставлять абстрактные понятия теории.
Путаете математику с физикой. Это разные науки, имеющие существенно различные объекты исследования. Ваше понимание соответствует примерно первой половине XIX века. После Лобачевского постепенно стали понимать, что геометрия - это не физика.
аксиомы Пеано являются интуитивно истинными, для них не требуется экспериментальная проверка
Но всё-таки... У Вас тут некоторое расхождение с
eprosом. Он как раз утверждает, что аксиомы Пеано являются проверяемыми. В отличие, например, от аксиомы бесконечности. Но, несмотря на мои просьбы, обещанную проверку он так и не представил. Особо меня интересует, конечно, проверка следующих аксиом:
1)
;
2)
.
Первое - это конъюнкция двух аксиом Пеано, записанная в обозначениях, взятых из учебника по конструктивному анализу (
- это натуральный ряд), второе - аксиома бесконечности. Первое, по утверждению
eprosа, непосредственно проверяемо за конечное время, а второе - нет. Поскольку Вы с ним единомышленники, может быть, Вы представите требуемую проверку?
Например, значительную часть матанализа можно построить, используя лишь финитные средства. Есть подозрение, что вообще всю применимую на практике математику можно построить такими средствами.
Ну, это только мечты. Практически о финитизме или конструктивном рекурсивном анализе (имеется в виду советская школа конструктивизма) знает только весьма узкий круг специалистов, поэтому на практике эти направления математики не применяются (да и более известный интуиционизм, пожалуй, тоже; я, конечно, не имею в виду возможные (неизвестные мне) "прикладные" работы самих конструктивистов, написанные специально для того, чтобы сказать: "и мы пахали"). Финитизм же задумывался как средство обоснования классической математики, а не как её замена. Что касается конструктивизма советской школы, то
In recent years (after ca. 1985) the number of contributions to CRM has considerably decreased. Many researchers in CRM have turned to more computer-science oriented topics.