Оказывается, что выбор женщины варить щи или читать лекции обусловлен социальным и гормональным фоном.
Есть наблюдаемый факт. Женщин-математиков в несколько раз меньше, чем мужчин-математиков. Вопросы:
1. Искать объяснение этого факта - в компетенции науки? [Считаю, что да].
2. Фраза "каждая женщина сама решает, чем ей заниматься, потому что она субъект" объясняет этот факт? [Считаю, что нет; мужчины и женщины одинаково субъектны, но почему-то по-разному представлены в математике].
3. Если взять миллион семей, где дочерям с рождения говорят, что женское дело - варить щи, и другой миллион семей, где им говорят, что каждый выбирает профессию по своей душе, то из какого миллиона выйдет больше женщин-математиков? [Считаю, что из второго].
4. Противоречит ли что-либо сказанное в пп. 3-4 субъектности женщин? [Считаю, что нет.]
Давайте теперь для равновесия поговорим о мужчинах. Есть наблюдаемый факт: подавляющее большинство убийств совершается мужчинами, а не женщинами.
Вопросы:
1. Искать объяснение этого факта - в компетенции науки? [Считаю, что да].
2. Фраза "каждый мужчина сам решает, убивать или нет, потому что он субъект" объясняет этот факт? [Считаю, что нет; мужчины и женщины одинаково субъектны, но почему-то по-разному представлены среди осужденных за убийство].
3. Повышает ли высокий уровень тестостерона (у мужчин по сравнению с женщинами) вероятность физической агрессии? [Надо выяснять, но не удивлюсь, если да]
4. Если взять миллион семей, где мальчикам с рождения говорят, что негодяев надо бить, и другой миллион семей, где мальчикам с рождения говорят, что на человека нельзя поднимать руку, из какого миллиона выйдет больше убийц? [Предполагаю, что из первого.]
5. Противоречит ли что-либо сказанное в пп. 3-4 субъектности мужчин? [Считаю, что нет.]
В целом на вопрос субъектности я смотрю так. Каждый делает выбор сам и несет за него ответственность. Но на больших выборках число сделавших тот или иной выбор различается. И есть объективные причины, по которым оно различается. Человек - это не свободная воля в вакууме. Внешние и внутренние обстоятельства делают тот или иной выбор легким или тяжелым. Можно пойти против своего воспитания, но многие не пойдут. Можно пойти против своих гормонов, но многие не пойдут.