2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Сапер
Сообщение05.09.2024, 10:45 


04/09/24

14
Изображение
Собственно, у меня вопрос по расположению мин в горизонтальном прямоугольнике 4*1, над которым сверху флаг 3 1 2
Высчитал байесовскую вероятность данного неудачного сценария (второй сценарий это одна мина во второй или третьей ячейки)
Вероятность однаружения мины в ячейке равна $\frac{99}^{16\cdot 30}$$\approx 0.2$
Тогда вероятность сценария из двух мин выше будет равна $\frac{0.2^2 \cdot 0.8^2}{0.2^2 \cdot 0.8^2+2\cdot 0.2\cdot 0.8^3}=\frac{1}{9}$, но она сработала.
Собственно вопрос, нет ли ошибки в оценке вероятности?
И точно ли мины распределены равномерно? Смущают частые горизонтальные и вертикальные кластеры из мин

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 10:54 
Заслуженный участник


07/08/23
1099
RobinGood в сообщении #1653283 писал(а):
И точно ли мины распределены равномерно?

В смысле равномерно и независимо друг от друга? Так не бывает, мины обязаны не накладываться друг на друга. К тому же они всегда расставляются так, что игру можно пройти, одними случайными выборами такого не добиться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 10:59 


17/10/16
4811
dgwuqtj
А что, можно расставить так, чтобы нельзя было пройти? Иногда приходится и гадать, точного алгоритма прохождения нет (не гарантирован).

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:03 


04/09/24

14
dgwuqtj в сообщении #1653285 писал(а):
смысле равномерно и независимо друг от друга? Так не бывает, мины обязаны не накладываться друг на друга.

Всевозможные расстановки мин равновероятны. Я это не учитывал, но это дает вклад еще меньше, чем мое округление вероятности

-- 05.09.2024, 11:03 --

dgwuqtj в сообщении #1653285 писал(а):
К тому же они всегда расставляются так, что игру можно пройти, одними случайными выборами такого не добиться.

Да ладно :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:06 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Я так понимаю, у вас поле 16х30 с 99 минами. Вы открыли прямоугольник 5х7 с 8-ю или 9-ю минами в нём (до того, как игра показала вам где они, и игнорируя 2-ку справа от верхнего флага). Это даёт вероятность нарваться на мину в оставшемся поле $$\frac{99-8}{16\cdot 30-5\cdot 7}\approx 0.2045$$ Более того, шанс попасть на пустую клетку (без цифры) раскрывающую значительную область и дающую много полезной информации значительно выше, чем в тех трёх клетках, что вы рассматривали.

И если даже делать выбор только по вероятности нарваться на мину, то всё таки посмотрите на двойку справа от верхнего флага: У неё одна из 8-ми ячеек уже содержит мину, одна уже открыта, две имеют мину с вероятностью 1/2 каждая, если рассматривать их независимо, и остальные 4-ре так и поросятся быть кликнутыми.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:08 
Заслуженный участник


07/08/23
1099
RobinGood в сообщении #1653287 писал(а):
Да ладно :D

Ну, это было так на моём старом компьютере с Виндой. Сейчас эту игру кто только не переписал, и кто знает, какие там алгоритмы...

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:13 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
RobinGood в сообщении #1653283 писал(а):
Собственно вопрос, нет ли ошибки в оценке вероятности?

Я бы рассуждал так: у нас есть цифры 3 и 1 и четыре неоткрытых ячейки под ними. Какие возможны варианты? Очевидно, что эти три:

  • вариант
    F312
    M--M
  • вариант
    F312
    -M--
  • вариант
    F312
    --M-
Вероятность нарваться на мину, в ячейке, что вы кликнули одна третья. Слишком велико, на мой взгляд.

-- 05.09.2024, 11:17 --

RobinGood в сообщении #1653283 писал(а):
И точно ли мины распределены равномерно?

Зависит от версии сапёра. В винде ХР мины раставлялись совершенно случайно, до того, как игрок начинал кликать по полю. В винде 7 мины расставляются после первого клика вне некоторой области вокруг этого клика. Но совершенно случайно.

dgwuqtj в сообщении #1653285 писал(а):
К тому же они всегда расставляются так, что игру можно пройти...

Сапёр был бы куда более интересным пазлом, если бы это было верно. Но это не так. Увы и ах. Во всяком случае я не встречал версий, которые бы гарантировали бы прохождение.

-- 05.09.2024, 11:27 --

RobinGood, для двойки справа от флага возможны вот эти 6 вариантов:
  • вариант
    ___1M
    __12-M
    112F2-
    -M2---
  • вариант
    ___1M
    __12--
    112F2M
    -M2---
  • вариант
    ___1M
    __12--
    112F2-
    -M2--M
  • вариант
    ___1M
    __12--
    112F2-
    -M2-M-
  • вариант
    ___1-
    __12M-
    112F2-
    -M2---
  • вариант
    ___1M
    __12--
    112F2-
    M-2M--
Отсюда, кликая на упомянутые мной четыре ячейки, шанс нарваться будет 1/6, что значительно лучше, где бы то ни было ещё. Вообще говоря, любые шесть ячеек вокруг двойки дают этот шанс, но наиболее правые ячейки имеют больший шанс оказаться пустыми и дать больше полезной информации будучи открытыми.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
B@R5uk в сообщении #1653290 писал(а):
Во всяком случае я не встречал версий, которые бы гарантировали бы прохождение.

Я встречал. Довольно давно, точно год не назову. Как ориентир: тогда ещё использовались ОС Win98, Win2000. Игра называлась "Сапёр с подсказкой". Погуглите, может, где-то игра и сохранилась до сегодняшнего дня.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:39 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Mihr, я больше думал в сторону составления пазла таким образом, чтобы нужно было для каждой очередной открываемой ячейки делать как можно больше логических заключений, при этом никогда не заходя в тупик. Обычно сапёр решается применением очень небольшого набора правил практически до посинения. Периодически натыкаясь при этом на выбор 50-50 в квадрате 2 на 2 или просто для двух ячеек. Лишь изредка бывают ситуации, когда очередная ячейка без мины может быть вычислена из имеющихся на экране данных, но в несколько логических шагов. Если бы процедура составления пазла имела базу таких случаев и сплетала их воедино в одну большую головоломку — вот это было бы здорово!

А ещё я тут начал сомневаться, что приведённые мною выше случаи в группах равновероятны внутри каждой группы. Кто-нибудь может что-нибудь сказать по этому поводу? Есть ли доказательство?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8510
B@R5uk в сообщении #1653290 писал(а):
Во всяком случае я не встречал версий, которые бы гарантировали бы прохождение.
Вот здесь https://minesweeper.online/ru/ на панели слева выберите "Режим без угадывания".

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 11:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
B@R5uk в сообщении #1653294 писал(а):
Mihr, я больше думал в сторону составления пазла таким образом, чтобы нужно было для каждой очередной открываемой ячейки делать как можно больше логических заключений, при этом никогда не заходя в тупик.

Игра, о которой я говорю, именно такова. Возможно, у неё неудачное название. Объясняется просто: в старых версиях Windows можно было потерпеть фиаско на первом же ходу, не открыв ни одной клетки, сразу же попав (случайно) на поле с миной. А в игре "Сапёр с подсказкой" уже в самом начале игры было открыто несколько рядом расположенных полей с цифрами (в этом и "подсказка", других подсказок там нет). Дальше оставалось лишь рассуждать и открывать поле за полем, расставляя, где нужно, флажки. Прохождение игры гарантировано, если игрок не допустил логических ошибок. Никаких случайных выборов "с подбрасыванием монеты" нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 16:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9151
Цюрих
B@R5uk в сообщении #1653294 писал(а):
чтобы нужно было для каждой очередной открываемой ячейки делать как можно больше логических заключений, при этом никогда не заходя в тупик
Можно из булевой формулы сделать конфигурацию подсказок в сапере, такую что есть биекция между расстановками мин и конфигурациями в сапере. Соответственно можно сделать набор подсказок, такой что он однозначно задает расстановку мин, но найти эту расстановку сложно.
Но это не учитывает возможности получать дополнительные подсказки - если мы точно выяснили, что где-то мины нет, то нам уже не обязательно остальное решать вслепую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение05.09.2024, 17:23 


04/09/24

14
B@R5uk в сообщении #1653290 писал(а):
Очевидно, что эти три:

вариант
F312
M--M
вариант
F312
-M--
вариант
F312
--M-
Вероятность нарваться на мину, в ячейке, что вы кликнули одна третья.

Они же не равновероятны, вероятность первого варианта в четыре раза меньше, чем остальных
Там еще можно рассмотреть двойку правее, но там вероятности особо не меняются

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение06.09.2024, 07:54 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
RobinGood в сообщении #1653381 писал(а):
Они же не равновероятны

Почему? Вы можете это наглядно продемонстрировать?

 Профиль  
                  
 
 Re: Сапер
Сообщение06.09.2024, 10:13 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Хорошо. Пусть есть вот такое поле 4 на n+1, где n — количество нераскрытых строк по 4 ячейки:
.____.
|F22F|
|????|
|????|
...
|????|
'----'

Пусть в этих нераскрытых ячейках (помеченных знаком "вопрос") имеется m мин. Количество возможных размещений будет $$N=C_{4n}^m=\frac{(4n)!}{(4n-m)!m!}$$ Будем считать, что все эти варианты равновероятны.

Три варианта размещений мин во второй строчке и количество способов разместить мины в оставшихся ячейках будут такими:
  • вариант 1:
    |F22F|
    |M--M|

    $$N_1=C_{4n-4}^{m-2}=\frac{(4n-4)!}{(4n-m-2)!(m-2)!}$$
  • вариант 2:
    |F22F|
    |-M--|

    $$N_2=C_{4n-4}^{m-1}=\frac{(4n-4)!}{(4n-m-3)!(m-1)!}$$
  • вариант 3:
    |F22F|
    |--M-|

    $$N_3=N_2$$

Убедимся, что $$N=N_1+N_2+N_3$$ $$N_1+N_2+N_3=\frac{(4n-4)!}{(4n-m-2)!(m-2)!}+\frac{2(4n-4)!}{(4n-m-3)!(m-1)!}=$$ $$=\frac{\left(\,m-1+2(4n-m-2)\,\right)(4n-4)!}{(4n-m-2)!(m-1)!}=\frac{(8n-m-5)(4n-4)!}{(4n-m-2)!(m-1)!}$$
ОК, нельзя в этом убедиться, потому что это не верно. Очевидно, общее число случаев N обрезается информацией, имеющейся в первой строчке. Например, невозможен случай, когда во всех четырёх ячейках второй строчки находятся мины, хотя такой случай в N посчитан. Обозначим число всех возможных случаев с учётом информации в первой строчке N'. Тогда $$N'=N_1+N_2+N_3=\frac{(8n-m-5)(4n-4)!}{(4n-m-2)!(m-1)!}$$ И вероятности первого, второго и третьего вариантов будут: $$p_1=\frac{N_1}{N'}=\frac{m-1}{8n-m-5}$$ $$p_2=p_3=\frac{N_2}{N'}=\frac{4n-m-2}{8n-m-5}$$ Их сумма равна единице, как и должно быть. Теперь конкретные цифры. Из картинки

Изображение

можно прикинуть, что $$4n=16\cdot 30-5\cdot 7+4=449,\quad m=93$$ вероятности для этих значений: $$p_1=\frac{m-1}{8n-m-5}=\frac{93-1}{2\cdot 449-93-5}=\frac{92}{800}=0.115$$ $$p_2=p_3=\frac{4n-m-2}{8n-m-5}=\frac{449-93-2}{2\cdot 449-93-5}=\frac{354}{800}=0.4425$$
ОК, вы правы. Встретить две мины в четырёх ячейках значительно менее вероятно (почти в 4 раза), чем одну. Всё потому, что средняя плотность мин на поле мала. Если бы выполнялось $$4n-m\approx m$$ то есть плотность мин была бы $$\frac{m}{4n}\approx\frac{1}{2}$$ то вероятности вариантов выше были бы почти равны.

Спасибо за указание интересного факта! TIL.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group