2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение21.02.2022, 16:42 


22/10/20
1068
Slav-27, а в принципе существует способ построения линейной алгебры так, чтобы она полностью поместилась в контекст общей алгебры? (ну или может в контекст чего-нибудь еще помимо общей алгебры, главное в как можно более общий контекст). Не с целью усложнить, а наоборот - с целью упростить. Субъективно, мне линейная алгебра кажется месивом из кучи близкородственных понятий, но хочется выйти в наиболее широкий контекст и классифицировать все эти объекты. Посмотреть на все это сверху так сказать.

Я сейчас не говорю про банальный переход от векторных пространств к модулям. Я про полную перестройку линейной алгебры, чтобы там, например, было больше от теории групп (действия, эквивариантные отображения, диаграммы) или, не знаю, от коммутативной алгебры.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение22.02.2022, 15:09 
Заслуженный участник


14/10/14
1207
EminentVictorians в сообщении #1549312 писал(а):
Я про полную перестройку линейной алгебры
EminentVictorians в сообщении #1549312 писал(а):
Не с целью усложнить, а наоборот - с целью упростить.
Лично я никогда такого не видел. Единственное встречавшееся мне малоизвестное упрощение -- это что можно обойтись без определителей.

-- 22.02.2022, 16:40 --

Ещё может быть, что вам понравятся симметричные моноидальные категории, типа вот: https://math.unice.fr/~toledo/talks.pdf. Это, да, обобщение полилинейной алгебры. Обычную линейную алгебру оно не упрощает, а суперсимметричную -- уже да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение22.02.2022, 16:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11064
Hogtown
Следует помнить, что линейная алгебра (включая вещественные и комплексные пространства, и каноническую форму матриц) очень нужна для анализа, ОДУ, УЧП и т.д. и это неизмеримо важнее чем желание ТС перестроить линейную алгебру в контексте общей алгебры. Т.е. сначала линейную алгебру следует прочесть так, чтобы она ныла наиболее полезна для перечисленных мною областей и лишь потом, если очень неймется прочесть линейную алгебру в контексте общей--внутри курса общей алгебры и внутри отведенных дле общей алгебры часов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 08:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9579
Москва
В общем, некая битва философического и прагматического подходов. С точки зрения философичности - нужна логическая стройность и ясность, а конкретные детали "сослать в приложения", как Гегель природу, по словам Фейербаха. С точки зрения прагматики - есть задачи, и их надо решать. Учитывая конкретику, поскольку Общие Философские Принципы красивы, но либо не работают, либо врут (это Гегель, в должности ректора Берлинского университета, уволил Ома, поскольку философу было ясно, что Высшая Форма Движения, электричество, не может подчиняться законам, подобным законам низшей формы, течения воды?).
Адмирал Крылов (более отличившийся в линейной алгебре, чем во флотовождении) возмущался философом Сковородой, восклицавшим: "Слава Создателю, сделавшим ненужное сложным, а сложное ненужным!". Адмиралу линейная алгебра нужны была для расчёта остойчивости кораблей и гироскопических сил, действующих на турбины при волнении, и за красивые автоморфизмы вместо расчёта собственных значений он мичмана, пожалуй, на гауптвахту отправил бы.
Если нужно решать прикладные задачи - надо начинать со "скучной и частной" линейки, а потом, дойдя до абстракций, обозреть "линейку" с высоты и подивиться, как оно всё устроено. Но чтобы в полной мере восхититься - надо сперва разобраться с частным. А если идти "сверху вниз", то не только не будет возможности дойти до решения задач, но даже окажется непонятным, отчего красивые концепции иллюстрируются этим корявым...

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 13:03 


22/10/20
1068
Оказывается, группу можно определить как моноид, снабженный функцией, для которой коммутативна некоторая диаграмма. Если взять для этой же конструкции не просто множество, а топологическое пространство и в качестве стрелок непрерывные отображения, то те же самые коммутативные диаграммы определят топологическую группу. А если взять дифференцируемые многообразия с гладкими отображениями, то получится группа Ли. Это все одна и та же конструкция, просто наполнение разное!

Далее про моноиды в разных системах. Если взять $(Ab, \otimes, Z)$, где Ab - категория абелевых групп, $\otimes$ - тензорное произведение абелевых групп, Z - аддитивная группа целых чисел, выступающая в качестве единицы, то моноид в этой системе - это кольцо (с единицей)! Вот оно - то определение, которое мне было нужно. Еще я как-то спрашивал, в чем особая роль нейтральных элементов в алгебраических конструкциях. Там дальше идет следующее предложение: Морфизм абелевой группы $\eta: Z \to M$ полностью определяется выбором одного элемента в группе $M$, а именно образа $u$ образующего 1 в группе Z. Т.е. я как понял, на нейтральные элементы надо смотреть с категорной точки зрения (как на некоторые выделенные стрелки или что-то типа того; пока не разобрался).

Далее, оказывается можно определить действие моноида на множестве. И частным случаем этой конструкции будут группы, действующие как группы преобразований, топологические моноиды, непрерывно действующие на топологическом пространстве и наверняка много другого. А еще я как-то тупил над эквивариантностью действий. Вот не дай бог это окажется просто каким нибудь функтором, я тогда совсем в учебниках алгебры разочаруюсь.

И самая вишенка на торте. Про линейные отображения. Я давно понял, что смысл линейных отображений только в том, что они гомоморфизмы. Но было непонятно, почему гомоморфизмы так важны. Цитирую из книги Кон Универсальная алгебра (3. Порождение многообразий):
Цитата:
Пользуясь определением многообразия не легко ответить на вопрос, будет ли данный класс алгебр многообразием или нет. Дадим теперь необходимые и достаточные условия (принадлежащие Биркгофу [35]), при которых класс алгебр является многообразием.
Теорема 3.1 Полная подкатегория $K$ категории ($\Omega$) всех $\Omega$-алгебр является многообразием тогда и только тогда, когда выполняются следующие четыре условия:
(i) $K$ содержит алгебру с непустым носителем
(ii) $K$ наследственна
(iii) $K$ замкнута относительно гомоморфных образов
(iiii) $K$ замкнута относительно прямых произведений

Заметим, что всякая категория, удовлетворяющая (iii), абстрактна.


Вот это "Заметим, что..." как будто для меня написано :-) Вот определение абстрактной категории: Если вместе с каждой алгеброй $A$ категория $K$ содержит все алгебры, ей изоморфные, и вместе с любыми двумя изоморфными алгебрами $A$, $A'$ содержит все изоморфизмы между $A$ и $A'$, то $K$ называется абстрактной.

Невооруженным взглядом видно, что абстрактные категории замечательны! И все, что для этого надо, как я понял - это лишь замкнутость относительно гомоморфных образов!


В конце я хочу добавить пару слов от себя. По всей видимости, моей главной ошибкой было то, что я до недавнего времени слишком серьезно относился к линейной алгебре (да и к общей тоже). Логическое место общей алгебры - после универсальной алгебры и теории категорий. А логическое место линейной алгебры - после всех этих трех. Все проблемы из-за того, что линейная алгебра в нашей традиции изучается слишком рано. Хорошо, пусть она нужна прикладникам и для диф.уравнений, что ее надо давать на первом курсе, что это вынужденная мера и т.д. Пусть так. Но кто запрещает написать полноценный учебник линейной алгебры со всеми пререквизитами из универсальной алгебры и теории категорий. Ну или прямо сказать в предисловии, что такие-то и такие-то книги и разделы необходимо знать для изучения этого учебника. Я не предлагаю учить по этому учебнику инженеров или даже математиков, но написать то его кто мешает. Винберга я скорее всего таки осилю, просто потому что меня подотпустило: я понял, что его построение курса - это не истина в последней инстанции, а просто следствие той парадигмы в образовании, принятой в данное время. Действительная логическая последовательность всех этих вещей абсолютно другая.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 14:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11064
Hogtown
EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
Хорошо, пусть она нужна прикладникам и для диф.уравнений, что ее надо давать на первом курсе, что это вынужденная мера и т.д. Пусть так. Но кто запрещает написать полноценный учебник линейной алгебры со всеми пререквизитами из универсальной алгебры и теории категорий
Не прикладникам а математикам. Линейная алгебра нужна всем математикам. Без нее нет математического образования. Универсальная алгебра и теория категорий не нужны практически никому.

А разве вам кто нибудь запрещает писать такой учебник? Пишите, издавайте. Ах, не умеете? Умеете только объяснять всем как надо изучать математику?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 14:50 
Аватара пользователя


23/12/18
430
EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
Оказывается, группу можно определить как моноид, снабженный функцией, для которой коммутативна некоторая диаграмма
Неужели такая диаграмма? А чем это проще, чем написать $v\cdot v^{-1} = Id$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 14:57 


22/10/20
1068
xagiwo в сообщении #1549457 писал(а):
Неужели такая диаграмма?
Нет, там другие. Посмотрите во введении в книге Маклейна, я все оттуда взял. Рисовать диаграммы в латехе я не умею.

xagiwo в сообщении #1549457 писал(а):
А чем это проще, чем написать $v\cdot v^{-1} = Id$?
Я не знаю, как это объяснить. Это концептуальность. Если что-то имеет категорную интерпретацию, значит самая правильная интерпретация этого "чего-то" - категорная. Просто я в восторге от теории категорий (точнее от первых 10 страниц, которые я там понял :-) ) так что отнеситесь с пониманием)))

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 14:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9579
Москва
А что же наступит на одиннадцатой?!

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 15:11 
Аватара пользователя


23/12/18
430

(Оффтоп)

Евгений Машеров в сообщении #1549459 писал(а):
А что же наступит на одиннадцатой?!
Был в восторге от $p$-адических чисел, пока не прочёл книгу Катока о них. Расстроился, когда понял, что это всего лишь обычный матан, но с $p$-адическими числами

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 15:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9579
Москва

(Оффтоп)

Мне отчего-то рассказ Ильфа и Петрова вспомнился...
Цитата:
— Кто была Екатерина Вторая?
— Продукт.
— Как продукт?
— Я сейчас вспомню. Мы прорабатывали… Ага! Продукт эпохи нарастающего влияния торгового капита…
— Ты скажи, кем она была? Должность какую занимала?
— Этого мы не прорабатывали.

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D ... %BE%D0%B2)

Причём с определённой точки зрения говорить о ней, как о "Продукте эпохи нарастающего влияния торгового капитала" вполне осмысленно и полезно, но сперва надо узнать, что она была императрица всероссийская, воевала с турками и вводила просвещение, и только после усвоения россыпи этих мелких частных фактов можно приступать к историософскому обобщению.

Вот отчего мне это вспомнилось при требовании ТС "меньше всяких частностей"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 20:44 
Заслуженный участник


14/10/14
1207
EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
Оказывается, группу можно определить как моноид, снабженный функцией, для которой коммутативна некоторая диаграмма. Если взять для этой же конструкции не просто множество, а
Ну да, называется "категорификация", бывает полезно.

EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
А еще я как-то тупил над эквивариантностью действий. Вот не дай бог это окажется просто каким нибудь функтором, я тогда совсем в учебниках алгебры разочаруюсь.
Эквивариантные отображения множеств -- это морфизмы множеств с действием данной группы. (А категорию множеств с действием данной группы можно при желании определить как категорию модулей над данным моноидовым объектом в категории множеств. Если заменить "в категории множеств" на "в категории топологических пространств", то получится определение категории топологических пространств с непрерывным действием данной топологической группы, а если заменить на "в катеории абелевых групп", то получится определение модуля над кольцом.)

EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
Цитирую из книги Кон Универсальная алгебра (3. Порождение многообразий):
Выглядит уныло. Вообще, насколько я знаю, от универсальной алгебры пользы не было, в отличие от теории категорий.

EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
Логическое место общей алгебры - после универсальной алгебры и теории категорий. А логическое место линейной алгебры - после всех этих трех. Все проблемы из-за того, что линейная алгебра в нашей традиции изучается слишком рано.
По-моему, вы на радостях принимаете личный опыт за универсальное. "Логическое место сложения натуральных чисел -- после универсальной алгебры и теории полугрупп, потому что это это полугрупповая операция"; "логическое место линейной алгебры -- после теории операд, потому что векторное пространство -- это агебра над какой-то там операдой"... и до бесконечности.

EminentVictorians в сообщении #1549452 писал(а):
Но кто запрещает написать полноценный учебник линейной алгебры со всеми пререквизитами из универсальной алгебры и теории категорий. Ну или прямо сказать в предисловии, что такие-то и такие-то книги и разделы необходимо знать для изучения этого учебника.
Нечто подобное делал Н. Бурбаки -- многотомный трактат "Элементы математики", получилось больше хорошего, чем плохого. Но вообще обе ваши идеи мне не нравятся: свалить всё в одно место -- не Unix-way, а сделать пререквизитом что-то постороннее -- сродни преступлению: не надо усложнять искусственно.

-- 23.02.2022, 21:50 --

(xagiwo)

xagiwo в сообщении #1549461 писал(а):
пока не прочёл книгу Катока
Не Катока, а Каток, её зовут Светлана Борисовна.

xagiwo в сообщении #1549461 писал(а):
всего лишь обычный матан, но с $p$-адическими числами
Не обычный, а гораздо лучше! Никаких условно сходящихся рядов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Проблема с изучением линейной алгебры
Сообщение23.02.2022, 22:40 
Аватара пользователя


23/12/18
430

(Оффтоп)

Slav-27 в сообщении #1549479 писал(а):
Не Катока, а Каток, её зовут Светлана Борисовна.
Мои извинения Светлане Борисовне!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group