чисто интуитивно, чтобы задачи решать, вводится и длина окружности и поверхность сферы. но это элементарно лишь в смысле "элементарно, пацаны"
gris Это Вы зря. А как Вы думаете в школе преподносят геометрию с тригонометрией?
А вот так: сначала вводят длину окружности как предел постепенного приближения, сверху - описанными правильными многоугольниками, снизу - вписанными. И не на уровне "элементарно, пацаны", а с определённой степенью строгости, используя определения, леммы и теоремы.
После этого доказывается, что хорда окружности короче дуги, которую она стягивает. Но здесь Вы правы, доказательство больше качественное, на пальцах - вот, между точками окружности
и
укладывается резиночка точно по дуге, а вот мы резиночку потянули - и получили хорду, которая, естественно, (очевидно, само собой разумеется, ежу понятно и т.д.) короче дуги.
После этого вводится радианная мера угла, а уже
после всего этого начинается школьная тригонометрия.