2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение26.06.2019, 18:39 


05/09/16
12098
Если поместил не туда - прошу переместить куда надо (и удалить эту строку из поста).

Иногда возникает необходимость подсчитать количество вариантов раскладки шаров по урнам и аналогичных.

В книжке Кнут "Искусство программирования, Том 4" это называется, вслед за книжкой Стенли "Перечислительная комбинаторика", двенадцатизадачие или "двенадцатиричный путь".

Красивые названия, с простой сутью. Каждая из 12 апостолов задач отвечает на вопрос "сколько существует вариантов сделать то-то и то-то".

Не отвлекаясь на вывод и обоснование формул, приведу только решения как вычислить количество вариантов используя систему компьютерной алгебры PARI/GP. Все задачи даются в терминах раскладок шаров по урнам. Шары и урны будем называть различимыми (и как синонимы -- "пронумерованы", "помечены") или нет (синонимы "непронумерованы", "непомечены") в зависимости от того нанесены ли на них какие-то метки, цвета, номера и т.п., т.е. имеет ли значение какой именно шар кладем в какую именно урну. Порядок следования как шаров в каждой урне, так и порядок следования урн не учитывается.

Шары и урны пронумерованы (помечены).
1. Сколько существует способов разложить n пронумерованных шаров по k пронумерованным урнам?
N=n^k

2. Сколько существует способов разложить n пронумерованных шаров по k пронумерованным урнам так, чтобы в каждой урне было не более одного шара (при условии $k\ge n$)?
N=binomial(k,n)*k!

3. Сколько существует способов разложить n пронумерованных шаров по k пронумерованным урнам так, чтобы в каждой урне было не менее одного шара (при условии $n\ge k$)?
N=k!*stirling(n,k,2)

Шары не пронумерованы (одинаковые), урны пронумерованы.

4. Сколько существует способов разложить n непомеченных шаров в k помеченных урн?
N=binomial(n+k-1,n)

5. Сколько существует способов разложить n непомеченных шаров в k помеченных урн так, чтобы в каждой урне было не более одного шара (ясно, что должно быть $k\ge n$)?
N=binomial(k,n)

6. Сколько существует способов разложить n непомеченных шаров в k помеченных урн так, чтобы в каждой урне было не менее одного шара (при условии $n\ge k$)?
N=binomial(n-1,n-k) или N=binomial(n-1,k-1)

Шары пронумерованы (помечены), урны не пронумерованы (одинаковые).
7. Сколько существует способов разложить n пронумерованных шаров по k непомеченным (одинаковым) урнам?
N=sum(i=1,k,stirling(n,i,2))

8. Сколько существует способов разложить n пронумерованных шаров по k непомеченным (одинаковым) урнам так, чтобы в каждой урне было не более одного шара (при условии $k\ge n$)?
N=1

9. Сколько существует способов разложить n пронумерованных шаров по k непомеченным (одинаковым) урнам так, чтобы в каждой урне было не менее одного шара (при условии $n\ge k$)?
N=stirling(n,k,2)

Шары и урны не пронумерованы (одинаковые).

10. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн?
N=#partitions(n,,[1,k])

11. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн так, чтобы в каждой урне было не более одного шара (при условии $k\ge n$)?
N=1

12. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн так, чтобы в каждой урне было не менее одного шара (при условии $n\ge k$)?
N=#partitions(n,,[k,k])

Обсуждать вроде особо нечего, то есть оставляю это как справку, но если есть ошибки, прошу указать на них.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение01.07.2019, 19:14 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
wrest, использование partitions() в данном случае неэффективно. Все-таки подсчёт и генерация (перечисление) - это задачи существенно разной сложности. Там, где вы используете #partitions(), для больших $n$ гораздо эффективнее будет использовать рекуррентные формулы - см. Wikipedia или MathWorld.

Вычислять числа Белла через сумму чисел Стирлинга тоже не самый оптимальный способ (альтернативы см. по ссылке).

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение01.07.2019, 19:39 


05/09/16
12098
maxal в сообщении #1402525 писал(а):
Вычислять числа Белла через сумму чисел Стирлинга тоже не самый оптимальный способ (альтернативы см. по ссылке).

Спасибо! Вы правы, но
? n=1000;k=300; sum(i=1,k,stirling(n,i,2))
Вычисляется менее чем за 2 секунды на планшете 4-летней свежести с андроидом, получается что-то около $3 \cdot 10^{1927}$
А как, вы думаете, сократится время, если вычислять альтернативно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение01.07.2019, 19:59 
Модератор
Аватара пользователя


11/01/06
5710
wrest, разницу можно почувствовать только для достаточно больших $n$, а что это означает на практике - нужно экспериментировать. К тому же, здесь важно насколько быстро PARI/GP вычисляет сами числа Стирлинга. Например, если они предвычислены и доступны в виде констант, то их суммирование - не такой уж плохой способ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 00:05 


05/09/16
12098
maxal в сообщении #1402525 писал(а):
Там, где вы используете #partitions(), для больших $n$ гораздо эффективнее будет использовать рекуррентные формулы - см. Wikipedia
или MathWorld
.

У меня рекуррентная формула из Википедии
$P(0,0)=1$
$P(i,0)=0$ для $i>0$
$P(n,k)=P(n,n)$ для $k>n$
$P(n,k)=P(n,k-1)+P(n-k,k)$
Реализованная так:
p(n,k)={
if(n==0& k==0, return (1));
if(k<1,return(0));
if(k>=n,return(numbpart(n)));
return(p(n,k-1)+p(n-k,k))}

Работает намного дольше, чем #partitions()
:(

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 01:07 


05/09/16
12098
Например:
?p(40,20)
%1 = 35251
? ##
*** last result computed in 2,201 ms.
? #partitions(60,,[20,20])
%2 = 35251
? ##
*** last result computed in 0 ms.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 10:36 


05/09/16
12098
Оказалось что количество разбиений числа $n$ ровно на $k$ частей равно количеству разбиений числа $n-k$ на не более чем $k$ частей, поэтому перепишем
wrest в сообщении #1401653 писал(а):
Шары и урны не пронумерованы (одинаковые).

10. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн?
N=#partitions(n,,[1,k])

11. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн так, чтобы в каждой урне было не более одного шара (при условии $k\ge n$)?
N=1

12. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн так, чтобы в каждой урне было не менее одного шара (при условии $n\ge k$)?
N=#partitions(n,,[k,k])
Вот так (заодно пронумеруем функции):
Цитата:
Шары и урны не пронумерованы (одинаковые).

10. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн?
N10(n,k)=#partitions(n,k)

11. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн так, чтобы в каждой урне было не более одного шара (при условии $k\ge n$)?
N11(n,k)=if(k>=n,return(1),return(0))

12. Сколько существует способов разложить n одинаковых шаров в k одинаковых урн так, чтобы в каждой урне было не менее одного шара (при условии $n\ge k$)?
N12(n,k)=if(n-k>=k,return(#partitions(n-k,k)),return(numbpart(n-k)))

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 11:14 


05/09/12
2587
wrest в сообщении #1402591 писал(а):
Работает намного дольше

Да потому что мемоизировать такие вещи надо! :lol:

Ссылка на наколеночный неоптимальный вариант мемоизированной реализации https://rextester.com/QKGZ9003
Цитата:
35251
absolute running time: 0.06 sec, cpu time: 0.01 sec

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 11:27 


05/09/16
12098
_Ivana в сообщении #1402648 писал(а):
Ссылка на наколеночный неоптимальный вариант мемоизированной реализации

Надо сравнение прямого и мемоизированного вариантов.
n=40 k=20 слишком быстро считается на компе (я ж пример приводил с планшетом...), возьмите хотя бы n=100 k=30 и сравните насколько мемоизация ускоряет, интересно будет посмотреть.

Ну и конечно 14 строк кода... Это не по-нашему, не по pari/gp-шному. :mrgreen: У нас one-liner-ы в основном, иногда разбитые на 5-6 строк, для удобства чтения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 11:46 


05/09/12
2587
wrest
Простите, но вы выглядите смешно. Бравировать собственным незнанием такой банальщины, даже как экспоненциально рекурсивный процесс...

Если вам действительно
wrest в сообщении #1402650 писал(а):
интересно

то вы сами
wrest в сообщении #1402650 писал(а):
возьмите

wrest в сообщении #1402650 писал(а):
и сравните

- кот по ссылке изменяемый
Цитата:
164955700
absolute running time: 0.08 sec, cpu time: 0.02 sec


ЗЫ 4 строки на функцию, 8 на мемоизатор (который универсальный для любых функций и во многих языках есть искаропки). Но видимо
wrest в сообщении #1402650 писал(а):
по-нашему, не по pari/gp-шному
писать ересь, подобную вашей :facepalm:

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 12:08 


05/09/16
12098
_Ivana
Не, понял, чесговоря, вашей агрессии.
Верю что вы дока в рекурсивных процессах, но в pari/gp, насколько известно мне, нет встроенной мемоизации.
Что такое хаскел я знаю только из статьи в википедии.
Идея первого поста этой темы была в простоте: pari/gp хоть под виндовс, хоть под линукс/андроид, это приложение командной строки, без ide и т.п., которое очень просто устроено и просто работает, это интерпретатор (по сути - калькулятор). Если у вас есть предложения как улучшить код из первого поста (на pari/gp) -- you're welcome. Если вы пришли побравировать собственным знанием, но не хотите его применить и показать как будет лучше (на pari/gp) -- you're not welcome.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 13:15 


05/09/12
2587
wrest в сообщении #1402659 писал(а):
you're not welcome

Ох ничеж себе :lol:

В теме нет явного ограничения на использование только одной платформы/языка. Да и понятие алгоритма, оно, понимаете, шире. И все ваши примеры прекрасно реализуются на чем угодно. Нет встроенной мемоизации - так в Хаскеле тоже нет, но я добавил, добавьте и вы в вашу систему.

Про виндовс/линукс и без ИДЕ - выше моя ссылка на онлайн-компилятор/интрепретатор, которую можно открыть с любого девайса, с которого можно читать эту тему, например. А вашу систему еще и устанавливать надо.

Вам уже в этой теме написал (как мне кажется по вот этой теме topic14229.html) специалист, что ваши решения, мягко говоря, неоптимальны даже в вашей системе. Ваш ответ также виден всем, читающим тему.

ЗЫ так что если у вас есть способность к конструктивному диалогу хоть с кем-нибудь, то ю а вэлкам. Если нет - не мешайте обсуждать и не захватывайте тему попытками самостоятельного модерирования. Статус ТС не дает вам такого права.

-- 02.07.2019, 13:52 --

Ну и что касается стоимости люстры (С) (кусочек видео из Мимино https://www.youtube.com/watch?v=aht3HJVzq4A):

wrest в сообщении #1402659 писал(а):
на pari/gp

Цитата:
Обсуждение алгоритмов без привязки к языку программирования ведется НЕ ЗДЕСЬ, а в корне раздела Computer Science

Цитата:
Корневой раздел предназначен для обсуждения алгоритмов (без привязки к языку программирования) и других теоретических и практических вопросов информатики, не попадающих под тематику ни одного из подразделов.

topic11190.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 13:54 


05/09/16
12098
_Ivana в сообщении #1402674 писал(а):
Вам уже в этой теме написал (как мне кажется по вот этой теме topic14229.html ) специалист, что ваши решения, мягко говоря, неоптимальны даже в вашей системе. Ваш ответ также виден всем, читающим тему.

Так я и не спорю с тем, что код #partitions(), вполне вероятно, неоптимальный. И прошу (у вас, в частности) показать мне оптимальный, на pari/gp

Я заглянул в исходные коды pari/gp, в то как реализована там процедура partitions() (если что, это файл \src\modules\part.c в архиве с исходными кодами, которая генерирует разбиения с ограничениями на размер и количество частей, и вижу, что эта процедура работает в два прохода. На первом проходе производится подсчет количества разбиений, который идёт сначала заданием начального разбиения, а затем вызовом функции "следующее разбиение" пока разбиения не закончатся, и соответственно, подсчетом этих вызовов. А на втором проходе, уже зная сколько разбиений получится, создаётся выходной массив нужного размера и опять в цикле генерируются разбиения, но только уже не просто генерируются, а сохраняются. Отсюда я делаю вывод что да, конечно, вызывать генератор только для подсчёта сколько там нагенерилось - может быть неоптимальным. Ну, моя оценка -- примерно в два раза (поскольку делается два прохода как описано выше) плюс время на создание и уничтожение выходного массива с разбиениями. Не в 10 раз, и даже не в 3. А в 2. Допустим, я напишу (перепишу) только функцию подсчета. Исходя из того, что это будет интерпретируемая функция (а не скомпилированная родная), то даже с учетом того что не будет тратиться время на создание большого выходного массива, время потратится на обрамление, которое будет делать интерпретатор. Я не уверен что в итоге можно выиграть по скорости. Несомненное преимущество подсчета разбиений без генерации всего массива -- это требования по памяти, можно будет вычислять с бОльшими числами. Ну не знаю, насколько это может быть практически полезно.

-- 02.07.2019, 14:09 --

_Ivana в сообщении #1402674 писал(а):
Ну и что касается стоимости люстры (С)
Вы можете нажать на кнопку с восклицательным знаком и пожаловаться, что тема не в том разделе.
Ровно об этом же написано у меня первым предложением в стартовом посте.

Моя позиция тут такая. Судя по всему, законченных кодов сюда давать никто не будет, а будут в основном рассуждать о, в частности, экспоненциальных рекурсивных процедурах, отсылая к документации по "вашей системе", "разберитесь там сами" и т.п.

Я бы хотел, чтобы в теме (в первом посте) появились конкретные и работающие коды, которые можно просто скопипастить в свой pari/gp, и которые будут считать обозначенное "двенадцатизадачие". У меня еще были мысли дописать и генераторы, потом поместить тему в карантин и вставить генераторы в первый пост. Но пока мне не очень ясно как лучше оформить возвращаемую структуру.

Так что, я буду рад обсуждению и помощи именно в разрезе реализации полученных добрых советов на pari/gp, а не "вообще" (именно потому, что я оцениваю вероятность что появятся коды ко всем задачам скажем на хаскеле, как близкую к нулю, а на pari/gp поскольку я это уже сделал, вероятность единица) и "добавьте и вы в вашу систему.".

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 15:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/09/13
4666
wrest в сообщении #1402680 писал(а):
я буду рад обсуждению и помощи именно в разрезе реализации полученных добрых советов на pari/gp, а не "вообще"

А какое это имеет отношение к "шарам в урнах"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторное двенадцатизадачие: раскладываем шары по урнам
Сообщение02.07.2019, 17:43 


05/09/16
12098
Geen в сообщении #1402697 писал(а):
А какое это имеет отношение к "шарам в урнах"?

Я не понял вопрос, сорри. Можете переформулировать?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Karan, Toucan, PAV, maxal, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group