Д.-Э. Либшер. Теория относительности с циркулем и линейкой. "Мир", Москва, 1980.
Хах, любопытная книжка. Но всё-таки, по-моему, она не совсем про то. Она про то, что для понимания специальной теории относительности бывает полезно чертить картинки. Но вовсе не обязательно рисовать их циркулем и линейкой без делений. Если я буду чертить чертёж и мне понадобится отметить середину отрезка, я найду её на глаз или померю: это и быстрее, и удобнее, и, вероятно, не менее точно.
Вообще я подозреваю, что значительная часть происходящего в школах на уроках геометрии бесполезна. Разумеется, полезно иметь некоторые представления о фигурах на плоскости (или в 3-мерном пространстве), о прямых, треугольниках, об окружностях и так далее. Но на уроках геометрии обычно идут гораздо дальше такого знакомства, тратя много время на решение разных хитрых задач древнегреческими способами, то есть там надо применять формулу Герона, формулу длины медианы треугольника через длины сторон, теорему Менелая и тому подобные вещи. Насколько я представляю, такие приёмы решения геометрических задач сейчас редко используются что в теоретической физике, что в математике, что на практике. В той книжке, впрочем, что-то такое встречается. Но в учебниках по специальной теории относительности для студентов (например ЛЛ-2 или Тейлор-Уилер) нет сколько-нибудь длинных рассуждений в стиле решений задач школьной геометрии, и едва ли это связано с недостатком педагогического мастерства у авторов.
Сказанное выше не относится к предмету под названием "аналитическая геометрия". В этом предмете геометрия изучается не по-древнегречески, а на основе линейной алгебры. Линейная алгебра, безусловно, совершенно необходима и в теоретической физике, и много где ещё. Формулировка геометрии на языке линейной алгебры оказалась проще, понятнее и практичнее, чем формулировка с помощью аксиом, восходящих к Евклиду.
Кто-то ещё скажет, что решения задач из школьной геометрии полезны как примеры строгих математических рассуждений. В этом что-то есть; но, во-первых, они не до конца строгие (до аксиом в школе не доходят), а во-вторых, почему бы не взять другие, полезные примеры?
Сказанное выше не относится и к школьной алгебре: она тоже везде нужна почти вся.