Задача 1: Ход белых. Могут ли белые своим ходом объявить шах?
Разумеется здесь не однозначное определение позиции, а двузначное.
Но эта чисто техническая проблема, и она решаема.
Достаточно определить две разных фигуры: "просто пешка" и "пешка, которая только что прошла через битое поле", и на диаграмме такую белую пешку обозначать, допустим, красным цветом, а черную - зеленым цветом.
Тогда на диаграмме сразу будет видно, какая пешка стоит на поле

- черная, или зеленая.
Если черная - шах невозможен, если зеленая, возможно взятие на проходе с шахом:

Задача 2: Ход белых. Могут ли белые своим ходом объявить шах?
Здесь аналогично можно доопределить, скажем "полнофункциональный король" - белый, а "король, потерявший право на рокировку" - красного цвета. Если король белый, возможна короткая рокировка с шахом

, а если король красный, то такой ход не возможен.
Я не говорю, что нужно обязательно раскрашивать фигуры, достаточно установить какие-то флажки в описании позиции, дополнительные биты или как-то еще, но повторюсь, однозначность позиции это чисто технический вопрос.
И это мы не говорим еще о том, что для любой позиции может не быть вообще ни одного хода, если она получилась после троекратного повторения позиции и зафиксирована ничья.
Для любой, в том числе и для начальной, после ходов:

И еще замечание: ход с шахом не всегда будет лучшим ходом.
Я во второй позиции за белых пошел бы просто ладьей на

без шаха, или слоном... куда-нибудь...
Начинающие игроки, бывает, увлекаются "шахованием", приводя позицию своих фигур в плачевное состояние...
-- Сб дек 10, 2016 07:21:49 --Вы опровергли Ферма, или мне только кажется?
Только кажется. При

равенство таки выполняется...

И это действительно "наименьшее количество ходов, за которое можно поставить мат".
-- Сб дек 10, 2016 07:44:04 --Какие переменные вы туда подставите?
Вот основной вопрос!