....
Как и мнения Набокова и Горького, процитированные kry. (К слову, оба эти писателя, вместе взятые, кажутся мне куда менее значимыми, чем один Достоевский.....
А сам роман - просто о России.....
И чего стоят на фоне таких мыслей слова автора какой-то дурацкой "Лолиты"?
Дорогие литературоведы, давайте на минуту станем человеко
ведамилюбами и (простите за новые слова) человекопонимателями!
А то ведь так из этой темы придётся выделить несколько подтем в защиту Набокова, Горького и прочих писателей и не только. Нельзя ведь так, защищая одного писателя, ставить под сомнение достижения другого. В защиту того же Набокова можно было бы долго и интересно рассказывать... Но сейчас не о нём.
На мой взгляд любое осуждение другого человека говорит о том, что сам осуждающий далёк от понимания и желания понять осуждаемого. Разве так просто понять все потаённые уголки незнакомой нам личности? Мы порой сами в себе разобраться на можем.
Прочитали мы у Достоевского " Вошь ли я дрожащая ", и нам кажется, что всё понятно, что имел в виду автор. Ах, если бы всё так было просто. Как выразился Дунаев, Достоевский многоуровневый писатель. Он не писал в одной плоскости. Думаю, редко кто так пишет. Даже у меня (писателя с маленькой буквы) все произведения имеют скрытый подтекст, которой, как я заметил, многие не понимают и интерпретируют мои слова на свой лад, порой выискивая некий тайный смысл там, где я его и не закладывал, и в тот же момент в упор не замечая, на мой взгляд, простых истин, которые мне хотелось бы донести до читателя. И тогда я осознал, что если тебя не поняли и извратили (кстати, одна моя повесть несколько коррелирует с набоковской " Лолитой ", и многие знакомые после её прочтения также увидели лишь прямой смысл: " Эдем любит маленьких девочек ".....), то это значит, что тебя просто не поняли, либо не пришло время для понимания. Но при этом всегда находятся люди, которые словно увидев тебя насквозь, улавливают красную нить повествования, и не утеряв её до конца, говорят тебе однажды спасибо за данное произведение. Для таких людей и пишут писатели. Настоящие писатели не боятся осуждения. Им просто грустно, когда кого-то обвиняют "заплутавшие в собственных заблуждениях и недопониманиях". Немного грустно, не более того.
Кстати, о том, что хотел сказать Достоевский своим произведением " Преступление и наказание ". Да разве можно будет однозначно это выявить?! Нет, конечно. Один человек, скажет, что там написано о России, о революционерах, другой напишет о Раскольникове, что
очевидно, что мучился он не из-за того, что он кого-то убил, а из-за того, что перешёл границы, дозволенные твари дрожащей.
... Каждый видит суть в меру своих предубеждений. Почитаем того же Дунаева или послушаем цикл лекций о Достоевском Татьяны Касаткиной, и тут же главная идея романа словно преобразится в наших глазах. Тут уж перед нами развернется новый спектр понимания данного произведения, где Раскольников оказывается мучился не из-за того, что кого-то убил, не из-за того, что " перешёл границы, дозволенные твари дрожащей ", а из-за того, дескать, что он в первую очередь себя убил, Христа в себе.
Поэтому, дорогие мои, хотелось бы вымолить чуточку понимания ко всем писателям, даже к тем, кто вам неинтересен, кто вами не понят, и к тем, кто многими не понят, или высмеян. Ведь каждый из них в первую очередь человек, который как мог старался подарить вам своим творением частицу своей души.