2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 08:07 
Аватара пользователя


18/06/12

499
планета Земля
Yadryara в сообщении #1125752 писал(а):
привёл в восторг воспитательницу: в 4-летнем возрасте складывал в уме трёхзначные числа. Сейчас ему 5 и читает как взрослый.
Может быть это офтопик, но мне интересно, какой литературой интересуется нынешняя 5-летняя молодёжь. Как скоро планируете дать ребёнку личный ЭВМ с интернетом и большим диском для хранения образовательных материалов? Когда собираетесь рассказать детям про смерть, секс и оппортунизм? Как нейтрализовываете религиозно-патриотический выхлоп, которым пропитано современное общество?

P.S. Затрудняюсь с пониманием слова "воспитание". У него есть аналоги в других языках?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 09:08 
Аватара пользователя


07/01/15
1145

(Оффтоп)

Мне лично родители ничего не говорили про секс. Да это и не нужно - о запретных вещах дети всегда узнают сами. Вот было бы здорово, если бы люди относились к матану так же, как и к сексу. Сидит такой пацан, озирается по сторонам, пишет что-то на листке. А поблизости взрослый, злобно, подозрительно жмурясь и быстро приближаясь: "Ты чо, ИНТЕГРИРУЕШЬ?". Мальчик, красный, как рак, виновато глядит вниз. Взрослый прибегает, выхватывает бумажку: "Через спецфункции? Эх, ты..."


5-летняя молодежь интересуется сказками и мультиками. В свое время я читал (не столько читал, сколько слушал) мудрые грузинские сказки про цену чужих денег. А вот кое-то из форумчан, как видно, их не читал... Шарль Перро, Андерсен, братья Гримм, Спирит, В поисках Немо, Зорро, Бэтмен, Человек-Паук, Шрек - вот те вещи, которым я восхищался в детстве. Да и сейчас восхищаюсь.

Что касается одаренности. Чо все так нервничают? Это же прекрасно, когда есть талант! Надо кричать об этом с выпученными глазами на каждой улице: "У моего ребенка есть талант!", в садике "Талаант!", в школе "Талааант!!!", в узком кругу друзей: "ТАЛААААААНТ!!!"

А асоциальность - ну, это больше от родителей и от среды зависит, а не от способностей ребенка.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 09:33 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
SomePupil в сообщении #1125759 писал(а):
Что касается одаренности. Чо все так нервничают? Это же прекрасно, когда есть талант! Надо кричать об этом с выпученными глазами на каждой улице: "У моего ребенка есть талант!", в садике "Талаант!", в школе "Талааант!!!", в узком кругу друзей: "ТАЛААААААНТ!!!"

Вот как раз такой подход может существенно навредить.

Советую почитать Кэрол Дуэк, "Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей". Очень интересная и полезная книга. (По ссылке можно читать онлайн.) И там подробно рассмотрено, в частности, почему очень вредно говорить человеку: "Да у тебя талант!" — и почему вместо этого лучше говорить: "Ты здорово потрудился!"

Это очень тонкий, неочевидный момент, во многом контринтуитивный, поэтому лучше прочесть книгу, там всё объясняется подробно и на примерах. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 10:11 


18/08/08
157
Denis Russkih в сообщении #1125761 писал(а):
И там подробно рассмотрено, в частности, почему очень вредно говорить человеку: "Да у тебя талант!" — и почему вместо этого лучше говорить: "Ты здорово потрудился!"


Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант". Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли". А талант возносит к горним высям, к "небу". Талант может вполне презирать и даже отрицать труд. Так что все сложно :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 10:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
ASH в сообщении #1125768 писал(а):
Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант".
Если приучить ребёнка к похвалам за то, в чём нет его заслуги (дано ему от других или от рождения -- например, волосы, платьице, игрушка) у него действительно представление о мотивации быстро приспосабливается. А очевидная общая рекомендация действительно такая -- хвалить ребёнка за достижения тем сильнее, чем больше в них вложено усилий.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 10:56 
Аватара пользователя


07/01/15
1145
Отец: Ну, сынок, покажи-ка, что ты там накалякал.
Ребенок: (Отдает тетрадку)
Отец: (С огромным удивлением) НИ фига себе! Ты решаешь задачи за девятый класс?! Эй, (зовет жену), смотри, наш карапуз решил задачи за девятый класс!
Мать: (Прибегает из кухни) Где? Где? Покажи. (Тоже в высшей степени удивления). Ничего себе!
Отец: (С гордостью глядя на ребенка) Ну, ты здорово потрудился, брат!
Ребенок: :shock:
Мать: Да, ты здорово потрудился!
Отец: Весь в меня!
(Взаимные подшучивания между отцом и матерью)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 11:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4644
ASH в сообщении #1125768 писал(а):
Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли".

Вот если у родителей такая установка, что труд - это скучно и уныло, тогда как раз дети эту установку и перенимают. И в результате не умеют получать удовольствие от труда, от роста, от преодоления препятствий.

SomePupil, не пойму, к чему весь этот странный диалог и в чём здесь юмор.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 11:49 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
ASH в сообщении #1125768 писал(а):
Увы, "здорово потрудился" не мотивирует, мотивирует - "у тебя талант". Труд это что-то из разряда унылого, серого и скучного, "земли". А талант возносит к горним высям, к "небу". Талант может вполне презирать и даже отрицать труд.

Эта точка зрения тоже рассмотрена в книге. :) Показано, как опасно бывает "мотивировать" подобным образом. :)


grizzly в сообщении #1125773 писал(а):
Если приучить ребёнка к похвалам за то, в чём нет его заслуги (дано ему от других или от рождения -- например, волосы, платьице, игрушка) у него действительно представление о мотивации быстро приспосабливается. А очевидная общая рекомендация действительно такая -- хвалить ребёнка за достижения тем сильнее, чем больше в них вложено усилий.

Да, всё верно. Если вкратце, то похвалы за "врождённый талант" способствуют формированию у ребёнка так называемой установки на данность (которая очень вредна и является благодатной почвой для будущих комплексов). Тогда как похвалы за проделанную работу способствуют формированию позитивной установки на развитие.

Это очень важные понятия, и в книге К. Дуэк они подробно разъясняются на многочисленных примерах.


SomePupil в сообщении #1125781 писал(а):
Отец: (С огромным удивлением) НИ фига себе! Ты решаешь задачи за девятый класс?! Эй, (зовет жену), смотри, наш карапуз решил задачи за девятый класс!
Мать: (Прибегает из кухни) Где? Где? Покажи. (Тоже в высшей степени удивления). Ничего себе!
Отец: (С гордостью глядя на ребенка) Ну, ты здорово потрудился, брат!
Ребенок: :shock:

Не, ребёнок воспримет это естественно, он ведь ещё не знает, что в таких случаях большинство родителей обычно принимаются ахать "У тебя талант" и т.д. :)

Только в данном случае лучше сказать: "Ты проделал большую работу для своего возраста, молодец!" — или что-то аналогичное. Это ведь правда: карапузу, чтобы решать задачи за девятый класс, нужно прочесть и усвоить немало информации, прорешать ряд других, более простых задач и т.д. Объём проделанной работы остаётся большим, даже если он справляется с ней быстрее, чем остальные дети.

Когда же родители хвалят ребёнка за его талант, то фактически они тем самым хвалят сами себя, ведь в наличии врождённых талантов никакой заслуги ребёнка нет. :) В результате ребёнок привыкает, что для получения похвалы нужно продемонстрировать, будто ему всё даётся легко и просто. Даже если ты приложил много усилий к достижению каких-то результатов — надо это скрывать и делать вид, будто у тебя "всё само собой получается". Только тогда тебя все будут хвалить и называть талантливым. :) При этом любая неудача является приговором — ведь это означает, что у тебя всё-таки нет врождённого таланта, иначе у тебя всё само собой получилось бы. И поделать с этим ничего нельзя, ведь невозможно второй раз родиться... Поэтому, чтобы избежать неприятных переживаний, надо браться только за такие задачи, которые ты легко и красиво можешь решить. (Излишне говорить, что этот путь ведёт в тупик.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 11:50 


18/08/08
157
Mikhail_K в сообщении #1125788 писал(а):
И в результате не умеют получать удовольствие от труда, от роста, от преодоления препятствий.


Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда". Что легко получается - не приносит удовлетворения, если случается "без внешнего поощрения", не подпитывается мотивацией гениальности. Так что талантливые вполне могут "не уметь получать удовольствие от труда". И даже испытывать к нему физическое отвращение. И презирать менее талантливых, но более упорных в достижении целей. Все сложно :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4644
ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда". Что легко получается - не приносит удовлетворения, если случается "без внешнего поощрения", не подпитывается мотивацией гениальности. Так что талантливые вполне могут "не уметь получать удовольствие от труда". И даже испытывать к нему физическое отвращение. И презирать менее талантливых, но более упорных в достижении целей. Все сложно :)

Вот у меня вызывает физическое отвращение как раз такая точка зрения.

Возможно, природная талантливость может избавлять от необходимости затраты усилий для достижения некоторых целей; но тогда такому человеку нужно искать другие цели, более высокие, для достижения которых ему придётся затрачивать усилия.
У меня не вызывает уважения человек, не желающий трудиться, с лёгкостью достигающий чего-то там (да и то - только при наличии "внешнего поощрения") и не желающий развиваться дальше. Тем более, если он ещё презрительно относится ко всем остальным. И уж точно, я не хочу, чтобы такими были мои дети.

Кроме того, я сомневаюсь, что описанный Вами тип людей вообще существует. Если талант не развивать, он увядает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:10 


14/01/11
2919
ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда".

Согласен с Mikhail_K.
Для любого наперёд взятого гения найдётся задача, которая потребует от него сколь угодно большого количества усилий. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4644
И если у ребёнка талант, скажем, к математике, то надо не прыгать от счастья, что он решает задачи лучше и быстрее всех, а подкинуть ему или задачи олимпиадного уровня, или новый, более сложный материал (или и то и другое). Надо найти "потолок" его способностей. И когда он в этот потолок упрётся и начнутся неудачи, надо, чтобы они не расстраивали его, а мотивировали пробовать снова и снова, пока не получится. Так будет, если ребёнка хвалили за усилия, а не за талант. Если же его хвалили за талант, то появление неудач может просто расстроить ребёнка и разуверить его в наличии этого таланта.

-- 25.05.2016, 12:24 --

Возвращаясь к началу темы. Я не думаю, что одарённым детям стоит "прыгать" через классы (максимум один раз на один год). Именно чтобы не было проблем с социализацией. А вот поступать в специализированные школы, и/или заниматься самостоятельно вперёд программы - можно и нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:31 
Аватара пользователя


05/01/13

3968
ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так в том то все и дело, что наличие талантливости как бы избавляет от необходимости затраты усилий, приложения "труда".

Если "труд" — это выпученные от усилия глаза, то отчасти да, но вот если воспринимать "труд" как объём проделанной работы — то нет. :) Трудиться приходится в любом случае, просто при наличии таланта тот же объём работы даётся быстрее.

ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Что легко получается - не приносит удовлетворения, если случается "без внешнего поощрения", не подпитывается мотивацией гениальности.

А то, что легко получается, и не должно приносить удовлетворения. :) Человек должен переходить к более сложным и интересным задачам, которые для него трудны и не даются легко. Но вот с этим у "талантливых" (захваленных окружающими) как раз большие проблемы, потому что каждая новая неудача ставит под сомнение "талантливость", и возникает искушение браться лишь за то, что сравнительно легко получается. Однако без неудач и преодоления препятствий невозможно расти над собой, и в итоге человек оказывается в ловушке.

Кстати, помимо всего прочего, вознесение похвал гениальности — вообще-то довольно сомнительная мотивация. :) Если подумать, ну что приятного может быть в том, что хвалят не тебя, а твой талант?.. Все твои усилия, всё твоё упорство — это вещи, которых нужно стыдиться, которые нужно скрывать. Потому что окружающие должны быть уверены, что у тебя всё выходит само собой. :) По-моему, это совсем не весело.

ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Так что талантливые вполне могут "не уметь получать удовольствие от труда". И даже испытывать к нему физическое отвращение. И презирать менее талантливых, но более упорных в достижении целей.

Вот они обычно и сдуваются потом, дойдя до предела своих врождённых способностей. :) Человек привыкает, что ему всё легко даётся, и тут вдруг сталкивается с задачами, которые даже для него сложны. А навыка упорного труда у него нет. В итоге он сходит с дистанции. Менее талантливые, но более трудолюбивые его обгоняют. :)

ASH в сообщении #1125792 писал(а):
Все сложно :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 12:50 
Аватара пользователя


18/06/12

499
планета Земля
SomePupil в сообщении #1125759 писал(а):
5-летняя молодежь интересуется сказками и мультиками.
Это какая-то типичная ошибка выжившего. Да, я тоже в 5 лет читал сказки и смотрел мультики. Но это не потому, что меня интересовали эти "бе бе му му" по Фреско, просто время было девяностые и читали что могли. Я, лично, точно помню свой интерес к радиоэлектронике, зародившийся ещё раньше, чем я себя помню - ну, так получилось, что мне рассказали, как читать схемы и как работают радиолампы до того, как я научился связно разговаривать. А ещё я много про Ленина читал - вовсе не потому, что меня интересовала эта историческая личность, а какая была макулатура в небогатой семье, такую и читал, надо же хоть куда-то тратить время, свободное от просмотра 3х с половиной каналов.
Но ведь должен где-то чей-нибудь ребёнок расти с Деграс Тайсоном вместо Спанч Боба и не тратя безграничную способность к запоминанию на заучивание каждого рекламного ролика наизусть...

 Профиль  
                  
 
 Re: Ранняя общая детская одаренность
Сообщение25.05.2016, 13:15 
Аватара пользователя


18/01/16
627
Я помню, когда учился в HMУ, то довольно неплохо общался с одним парнем, которого можно с уверенностью назвать одаренным. Все лекции он понимал с полуслова, часто я видел, что ему просто становилось скучно. в то время как основная аудитория сверлила лектора глазами, пытаяьс хоть что-то понять. Притом добрую половину задач из листочков, он решал в уме во время лекции. Добавлю так же, что он призер Всероса по математике. Ну так вот, к чему я веду.
Парень был чертовым гением в математике, но совсем не умел контактировать с другими людьми. Его речь– примитивные предложения на уровне третьеклассника. Он был абсолютно безэмоциональным. Этакая счетная машина с анатомией человека. Жизнь этого человека была наполнена только просьбами о решении задач ( что он делал за весь курс) и простыми задачками по математике. При этом, кажущийся нам элементарно простым мир эмций и творчества остался для него непонятным и недоступным. Мне кажется, что через несколько лет он тоже покончит с собой.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 122 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: DimaM


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group