2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу 1, 2  След.
 
 Проект Metamath в учебных целях
Сообщение10.05.2016, 16:04 
Предисловие: существует проект формализации математики под названием Metamath, оффициальный сайт проекта - http://us.metamath.org/index.html. Кратко говоря, авторы формализировали около тридцати тысяч основных теорем (список: http://us.metamath.org/mpegif/mmtheorems.html) из самых различных областей математической науки, как таковой: от самой примитивной логики и определения числа до теории чисел и топологии. Важно отметить, что формализованные теоремы Metamath не являются автоматически созданными, все они прошли путь от непосредственного ручного создания людьми и только конечной компьютерной проверки на правильность.
Вопрос: можно ли человек ипользовать эти формализованные теоремы Metamath в педагогических целях, для самообучения математике, вместо традиционных неформализованных математических учебных материалов? Сможет ли он решать такие же проблемы и разбираться в математике так же, как если бы обучался на традиционных материалах?

Примеры некоторых формализованных теорем. Биномиальная теорема: http://us.metamath.org/mpegif/binomlem.html, описание и основные теоремы векторного пространства: http://us.metamath.org/mpegif/mmtheorems140.html#mm13957b.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение10.05.2016, 16:42 
В педагогических целях вряд ли. Но определённую научную ценность этот ресурс имеет. В первую очередь для проверки каких-либо очень сложных доказательств, предложенных людьми, на предмет отсутствия ошибок. Но для этого к ресурсу нужно прикрутить дружественный человеку интерфейс. Чтобы переводить человеческие рассуждения в последовательность формально-логического вывода.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение10.05.2016, 16:58 
Ruslan_Sharipov в сообщении #1122541 писал(а):
В педагогических целях вряд ли.

Хорошо. Но что именно мешает Metamath служить педагогическим целям?

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение10.05.2016, 17:36 
Тем, что формальные доказательства не снабжены каким-то «смысловым слоем» (ведь для проверки правильности этого не требуется), так что доказательства длиннее десятка шагов будет довольно трудно распутать. Можно, конечно, написать конвертер такого доказательства к более привычному виду, но эта задача очень объёмная.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение10.05.2016, 18:40 
Аватара пользователя
Dg7780 в сообщении #1122546 писал(а):
что именно мешает Metamath служить педагогическим целям?

Мешает сложившаяся в математике традиция при изложении результатов использовать формальный язык, который "прячет" всю кухню размышлений математика. Иначе говоря, когда математик ведет исследование, он думает на одном языке, а когда излагает полученные результаты, то использует другой язык.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение10.05.2016, 21:25 
Dg7780 в сообщении #1122546 писал(а):
...Хорошо. Но что именно мешает Metamath служить педагогическим целям?
Педагогика это инструмент, смазка. Что такое педагогическая цель? и какие они бывают цели эти, педагогические?

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение11.05.2016, 09:34 
Аватара пользователя
Dg7780 в сообщении #1122546 писал(а):
что именно мешает Metamath служить педагогическим целям?

А чему можно научить с помощью Metamath?

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение11.05.2016, 21:02 
Dg7780 в сообщении #1122531 писал(а):
Вопрос: можно ли человек ипользовать эти формализованные теоремы Metamath в педагогических целях, для самообучения математике, вместо традиционных неформализованных математических учебных материалов? Сможет ли он решать такие же проблемы и разбираться в математике так же, как если бы обучался на традиционных материалах?

Насколько я понимаю, в Metamath ограниченное количество терминов. Да?
Если да, то - не может (может с очень низким КПД), поскольку не узнает всех тех терминов, которые есть в математике. Язык математики позволяет развивать язык достаточно сильно.
Если нет, то пардон.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение11.05.2016, 22:58 
Dg7780 в сообщении #1122531 писал(а):
Вопрос: можно ли человек ипользовать эти формализованные теоремы Metamath в педагогических целях, для самообучения математике, вместо традиционных неформализованных математических учебных материалов?

Вы же сами на свой вопрос и ответили:

Dg7780 в сообщении #1122531 писал(а):
Биномиальная теорема: http://us.metamath.org/mpegif/binomlem.html

Могут ли две с лишним сотни строчек до безумия формализованного языка оказаться педагогичнее пары десятков строк языка естественного?...

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение17.05.2016, 03:17 
Sonic86 в сообщении #1122902 писал(а):
Насколько я понимаю, в Metamath ограниченное количество терминов.
Там интересная вещь в том, что даже то, что считается «базовыми» символами алфавита любого, для примера, языка первого порядка, в Metamath вводится явно. [Можно на основе Metamath построить, например, λ-исчисление (мне кажется, и любую «серьёзную» теорию типов), и он будет работать так же хорошо, а помощники построения доказательства (кажется, там несколько есть, судя по тому, что как-то давно читал) будут работать тоже.] Кстати, потому там скобки нигде не опускаются и есть обозначения довольно разные синтаксически — формулы не делятся на подформулы явно, хотя этим делением можно было бы считать вывод метаутверждения о корректности формулы. Но системе нужен только факт корректности формулы, а не конкретный вид доказательства этого факта.

Это было прелюдией перед словами о том, что свою систему Metamath можно расширять практически чем угодно. Какими угодно символами — точно. Синтаксис какой угодно уже не введёшь, а то могут появиться неоднозначно читаемые формулы. Но тут Metamath не уникален. :-)

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение28.05.2016, 18:34 
Dg7780 в сообщении #1122531 писал(а):
...можно ли человек ипользовать эти формализованные теоремы Metamath в педагогических целях, для самообучения математике, вместо традиционных неформализованных математических учебных материалов?

Ответ авторов Metamath:
Цитата:
Q: Will Metamath help me learn abstract mathematics?
A: ... this is quite different from understanding the meaning of the math that results. Metamath alone probably will not give you an intuitive feel for abstract math...

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение29.05.2016, 14:07 
На сайтe Metamath касательно ZFC
http://us.metamath.org/mpegif/mmset.html#axioms
приведена аксиома выбора - Axiom of Choice,
Я думаю, что она там написана с ошибками.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение29.05.2016, 20:09 
Аватара пользователя
Мне кажется основная ценность проекта metamath - это наглядная демонстрация основной идеи синтаксической логики: сколь угодно сложное математическое рассуждение, при всех возможных многообразиях интуиций людей, которые подобное рассуждение проводят и неясностей языка, можно закодировать текстами на очень простом языке, который может проверить даже компьютер. То есть, это можно и без metamath рассказать, но одно дело - философские построения, а другое дело - конкретная реализация - совершенно разный уровень наглядности. В чуть более сильной формулировке, это позволяет понять современный мейнстримовый подход на основания математики, ну или по крайней мере дать мощную метафору: математика - это и есть metamath, математическая задача - это задача вида "дана такая-то строка, можно ли её в metamath получить из аксиом ZFС?", математическое определение - это введение значка в синтаксис и аксиомы, специфицирующей поведение этого значка, и так далее.

А, и да, эта страница очень клёвая. По модулю их всякого синтаксического сахара это очень информативный конспект по устройству теории первого порядка (синтаксической её части), даже на вики больше воды и меньше структуры.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение30.05.2016, 08:26 
В Metamath не просто теория первого порядка, там вместо переменных метапеременные, которые заменяются переменными (отсюда имеющиеся иногда ограничения distinct variable groups и отсюда же meta в названии). :-)

(alex_dorin)

alex_dorin в сообщении #1126926 писал(а):
Я думаю, что она там написана с ошибками.
И давайте мы их тут поугадываем за вас? Напишите, какие ошибки вы там видите. Только сначала прочитайте мотивацию и заметьте, что альтернативные формулировки присутствуют тоже: http://us.metamath.org/mpegif/ax-ac.html.

 
 
 
 Re: Проект Metamath в учебных целях
Сообщение30.05.2016, 08:46 
Аватара пользователя
arseniiv
arseniiv в сообщении #1127097 писал(а):
В Metamath не просто теория первого порядка, там вместо переменных метапеременные, которые заменяются переменными (отсюда имеющиеся иногда ограничения distinct variable groups и отсюда же meta в названии). :-)

Ну мне кажется, что это одна из возможных технических реализаций таких понятий как "схема аксиом" и "правило вывода", нежели какое-то "концептуальное расширение" теории.

 
 
 [ Сообщений: 16 ]  На страницу 1, 2  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group