Norske писал(а):
pc20b писал(а):
Для большинства людей характерны объединительные тенденции : коллективизм, бескорыстие, взаимопомощь, представление о равноправии и творческом характере любого созидательного труда.
Это очень спорный и никак не доказуемый момент. Более того, общая житейская практика его опровергает. Подавляющее большинство людей имеет определенные
амбиции, которые есть ни что иное, как внутреннее нежелание равенства.
Не говоря уж о том, что любое равноправие — чистой воды фикция, т.к. оно не обеспечивается равными стартовыми возможностями (слепой не имеет права водить машину, физически красивый человек получает преимущества в общении и т.п., примеров множество). Более того, сама человеческая логика имеет линейных характер (причина-следствие), а не множественный (область взаимных причин).
Мне кажется, что в этом вопросе "равноправия" любого труда Вы ограничиваетесь понятием равенства как "стрижки всех под одну гребенку", что, согласитесь, является крайним и вырожденным случаем, не исчерпывает всех его возможных значений.
Вот такой мысленный эксперимент : даже если формально рассмотреть все множество параметров, по которым люди "равны" или "не равны", то окажется, что одинакового в нас намного больше, чем различного, а если учесть "веса" этих параметров, то, наверно, можно, положа руку на сердце, высказать простое и общее суждение :
все люди равны.
Мы равны по удивительному факту рождения и по удивлению перед загадкой смысла жизни. Мы равны по стремлению родить, создать, построить, полюбить, узнать, отдать всего себя миру. Равны в отрицании зла - лжи, разврата, воровства, насилия, убийства (патологии и редкие исключения не в счет).
Цитата:
Ну а в основе творчества лежит хаотический элемент, который как раз и служит проявлением индивидуальности, амбиций.
Вот с этим, извините, не согласен принципиально : согласно достаточно обоснованной теореме о порядке, в хаотическом процессе может нарастать только беспорядок - ничего нового родиться в принципе не может.
Это новый взгляд на процесс рождения чего бы то ни было. В частности, отсюда следует, что человек ни в коем случае не мог "произойти от обезьяны" в случайном процессе мутагенеза и "естественного отбора" : дарвиновская эволюция, если она идет, может привести лишь к деградации вида - упрощению его форм и функций.
Цитата:
В противном случае все мы ели бы одинаковыми вилками, новсили одинаковую одежду и не имели собственного имени. Все это я к чему? К этике и антиэтике, разумеется. Вы видите кризис там, где я, например, вижу иную форму.
Нет, все же это, очевидно, не так : несмотря на этическое равенство (каждый созидательный труд - творческий и равноправный), на коллективный характер труда (невозможно указать меру различия вклада каждого в силу нелинейности самого процесса), у нас вилки, одежда, имена, а также такие человеческие слабости, как амбиции, тщеславие, индивидуализм и т.д. - разные.
Но все же этому есть предел : никто из нас не заряжен, скажем, на массовое истребление людей ради достижения какой-то прагматической цели. Не так?
Цитата:
Цитата:
Т.к. этический критерий оценки социальных явлений должен обладать высшим приоритетом в ряду идеологических, политических, экономических соображений
Не дай боже. Если Вы обратите внимание на мировую классическую литературу, то заметите, что в центре каждого произведения лежит определенная нравственная проблема. Проще говоря, этика — не данность, а субъективная интерпретация понятия «правильно». Доказать процитированное опять-таки невозможно, это лишь Ваше мнение о порядке вещей (а точнее, мнение определенной группы людей), не более того.
Скорее всего, это недоразумение в ходе дискуссии уже прояснено : наверно, в данном случае происходит общепринятое перепутывание морали с этикой и их отождествление, в результате чего этика становится "релятивистской", как и само добро и зло, которые она идентифицирует. Всё бы ничего, если бы в результате такого перепутывания и отождествления зло не получало бы "прописку" в обществе, т.е. не становилось бы в сознании людей естественным, объективным, неизбежным и - даже подчас "полезным"...
Типа "кому война, кому мать родна", "кому добро, кому зло", "войны - санитар человечества", известное "что бы делало твое добро, если бы не было зла" ...
Последнее представляется ошибкой : зло и добро не сравнимы по сути. Например, разрушение (ради разрушения) несравнимо с созиданием, убийство (ради убийства) - несравнимо с рождением, (собачий) секс - несравним с любовью. А обществу навязывается порой их равносильность, невозможность существования друг без друга. А это неверно.
Добавлено спустя 1 час 5 минут 31 секунду:Freude писал(а):
В моем понимании, общество, в котором нет права на частную собственнсть, невозможно и является утопией, а всякие попытки его создать обречены на неудачу.
Если теорема верна, то Вы утверждаете право на обман и воровство.
Цитата:
Цитата:
Для большинства людей характерны объединительные тенденции : коллективизм, бескорыстие, взаимопомощь, представление о равноправии и творческом характере любого созидательного труда.
Думаю это неправда. Для большинства людей характерено наличие потребностей. Потребности следующие: еда, сон, секс, безопастность (инстинкт самосохранения), любовь, потребность в уважении, познавательные и естетические потребности, потребность в самореализации. Как видите, наличие частной собственности не противоречит, а способствует удовлетворению этих потребностей. В случае отсутствия частной собственности я затрудняюсь описать механизмы их удовлетворения.
Думаю, что Вы необоснованно отождествляете "потребности" в обществе потребления с потребностями большинства людей : как раз для большинства характерно больше отдавать, чем потреблять.
Доказатеьство достаточно лаконично : если бы было не так, мир бы рухнул из-за хаотизации вследствие "потребления". И мы бы с Вами не дискутировали на форуме.
Поэтому "теория потребностей" имеет конечное время жизни, как и само общество потребления : как только кончится то, что можно потреблять.
Цитата:
Может возникнуть вопрос, почему в обществе тогда живут идеи колективизации и пр. Думаю, это опять же исходит из потребностей.
Скорее всего, причина не в этом. Чтобы в этом убедиться, достаточно провести мысленный эксперимент : давайте мы предложим любителю "потреблять" раз и навсегда изолировать его от общества, где-нибудь на астероиде, предоставив ему любые услуги в плане потребления : румянцевскую библиотеку, протонный коллайдер, виллу с золотыми сортирами етс. Исход будет очевиден : он в ту же микросекунду прекратит свое существование как индивид (может, успеет у него мелькнуть мысль, что прав был Мах, масса тела определяется его взаимодействием со всеми телами во вселенной ...).
Цитата:
Они дрожащими пальцами набирают адрес форума, чтобы посмотреть, удалось ли возвысится хоть на волосок сегодня
.
Это Вы напрасно. В данном случае, нас, например, волнует весьма витальный вопрос - безопасность цивилизации : если всё останется как есть, самоликвидация нынешней цивилизации ГОМОХАПИЕНСОВ произойдет исторически в ближайшее время.
Цитата:
Я не противник революций. Это один из механизмов корректировки сбившейся системы распределения ресурсов. Но направлены они все были не на ликвидацию частной собственности, а на отбирания ее у одних с целью присвоения другими
Скорее всего, оценка ситуации неверная : отбирания с целью присвоения уже скоро не будет. т.к. отбирать будет нечего : всех ресурсов осталось максимум на 50 лет.
Цитата:
Цитата:
равноправии и творческом характере любого созидательного труда
Противоречие: созидательный труд порождает неравенство между тем кто созидает и кто не созидает (или созидает хуже, меньше и т.д.). Если это неравенство анулировать искуственно, не будет ли это самое несправедливое общество?
Тоже слишком линейная модель. Например, в обществе, моралькоторого совпадает с нравственностью, действует другой закон тяготения :
Чем больше бы отдаешь, тем больше тебе остается.
Т.е. происходит нарушение закона сохранения потребляемой материи. В таком обществе существование "несозидающих" - просто является абсурдом.
Добавлено спустя 31 минуту 24 секунды:Freude писал(а):
Цитата:
коммунистическая (человек человеку друг, товарищ и брат).
Опять противоречие: если дружба и братство установлены сверху законом (идеологией), то какой смысл дружить, если ты дружить обязан. Т.е. дружба в нормальном понимании - это отношения между двумя личностями основанные на свободе воли. "Дружить" имеет смысл, когда ты можешь "не дружить", когда человек из множества выбирает себе друга. Понятие брат теряет смысл, если все люди станут братьями.
Вы знаете, мне кажется. что эти суждения питаются убогим представлением о коммунизме как об одной постели и казарме, рожденном свыше века назад в сектах Западной Европы. Во-вторых, логической ошибкой может быть представление об обязательной "парности" (дуальном сопряжении) всех объектов : чтобы осознать дружбу, надо, чтобы существовала вражда; чтобы стать братом, надо, чтобы были "не братья". Так обычно Воланд оправдывал существование зла : что бы делало ваше добро, если бы не было зла?
Всё же я полагаю, что эта "парность" вовсе не обязательна. Более того, она подчас провокационна : оправдывает, например, существование убийства как альтернативы рождению. представляет естественной вражду, как явление, без которого мы бы не поняли дружбу. А ведь это не так . Добро может обойтись без зла. Как Вы считаете?