Тема навеяна вот этой цитатой:
Я соглашусь с тем, что «В. И. ни хрена не понимал в алгебре», но это высказывание надо правильно понимать. Безусловно он знал алгебру достаточно хорошо, в отличие, например, от Рамунаджана, который ничего практически не знал за пределами той области, в которой работал. Но не было в нём алгебраического духа (а был скорее антиалгебраический дух) и он не понимал, какие задачи алгебры интересны для алгебраистов. Но таковы практически все математики-неалгебраисты (включая меня) и лично я предпочёл бы, чтобы 50 лет назад мне курс алгебр читал кто-либо типа В. И., а не те в действительности очень серьёзные алгебраисты, которые мне его читали. «Алгебраист подобен флюсу» — примерно так говаривал Козьма Прутков.
А вот многократно здесь упоминавшийся преподаватель ВШЭ абсолютно ни хрена не понимает в анализе (в том же смысле, какое-никакое знание есть, а вот понимания ни на ломаный грош), а не только берется читать анализ, а ещё и объясняет всем, как его следует читать.
Формальные признаки знания математики общеизвестны. В "знание" тут включено, конечно, и умение решать задачи учебного уровня. А вот интересно, есть ли какие-нибудь формальные признаки, по которым можно определить наличие/отсутствие понимания или "духа" в вышеописанном смысле? Вот один признак уважаемый
Red_Herring назвал: понимание/непонимание, какие задачи алгебры интересны для алгебраистов (здесь вместо алгебры можно подставить любую область математики). Что еще? Отсутствие работ по теме - еще не признак (вдруг понимал и даже слегка любил, но больше любил другие области, в которых и предпочел работать). Возможно, другой признак: если задачи, которые легко решить алгебраически и трудно решить аналитически (наверное, такие задачи есть), человек стабильно решает аналитически, значит, с алгебраическим мышлением у него непорядок. Еще есть признаки?
P.S. Я понимаю, что предмет сформулирован очень размыто, но все же надеюсь услышать что-нибудь интересное.