(оффтопик содержит полезную и бесполезную информацию)
Меня тут спросили
Кстати, несмотря на крайне негативное отношение к ЕГЭ людей из сферы образования и науки, от некоторых людей - из этой же сферы, я слышал и противоположные мнения. Что мол для ЕГЭ также всё надо учить, понимать, готовиться. То есть, мол, процесс обучения все равно происходит. Вы то как считаете?
В самой теме отвечать не буду, меня немножко подташнивает от выступающих там и от общего настроя. Отвечу тут. Предлагаю всем желающим высказаться по поводу современного состояния гос. экзамена. Как раз время абитуры.
ЕГЭОсновная цель, основная реклама, основной профит единого гос. экзамена — унифицированное соединение выпускного экзамена в школу и вступительного в вуз.
1. Начнём с выпускного экзамена в школе.Насколько я знаю, советская система образования предполагала сдачу выпускником нескольких (скажем, 10) экзаменов по разным предметам школьного курса для получения аттестата о среднем образовании. Аттестат подтверждает некоторую "зрелость" в общечеловеческом, научном, мировоззренческом смысле. И в принципе, насколько я знаю, система справлялась с задачей. Даже если вы троечник, даже если всё очень-очень печально, а оценки вам натягивают с помощью нечеловеческих усилий всей администрации школы, вы выносите из школы вместе с аттестатом что-то. Например знание о том, что есть такая штука — биология, в ней пестики, тычинки и ещё какой-то бред. А математика — скучная ненужная бредятина с интегрифмами и синусами. Это дно. Лучшие из лучших сдают все экзамены на отлично и могут отличить бензольное кольцо от хулахупа, а Александра Македонского от Александра Грибоедова. Средний уровень есть среднее, кто-то что-то знает, кто-то что-то запомнил, кто-то чему-то научился.
Так или иначе, человек, получивший аттестат, сдал экзамены, что предполагает (хотя бы в теории) знание почти каждого предмета школьной программы на троечку.
Что, если ученик учить предмет не хочет? Ну, учителю нужно сделать так, чтоб экзамен был сдан. Поэтому первый шаг (я верю в людей) — пытаться учить. Возможно, будет второй — натянуть оценку, но попытка учить даже того, кто учиться не хочет — попытка будет.
ОК. ЕГЭ.
Мы всё ещё имеем аттестат, который всё ещё является некоторым стандартом и подтверждением того, что молодой человек что-то из себя представляет.
Что реально требуется для получения аттестата. Требуется не иметь двоек среди конечных оценок при окончании школы. С одной стороны, это чем-то напоминает экзамен, но это только на первый взгляд. Экзамен, помимо функций проверки, несёт основную функцию — экзамен заставляет и позволяет школьнику/студенту узнать о предмете, ознакомиться, составить впечатление, что-то понять. Именно экзамен, а не регулярные занятия. Получить троечки в текущем году гораздо проще — на практике можно не знать практически ничего.
Что, если студент не хочет знать… историю. Он не будет сдавать ЕГЭ. А у преподавателя нет резона его учить, потому что на тройку в год школьник наработает в любом случае, а экзамена нет, так что конечный продукт проверке качества не подлежит. Поэтому можно не учить. И поэтому можно не учиться.
Что ещё нужно для аттестата. Ну что, в этом году математика в ЕГЭ предстала в двух ипостасях: базовом и профильном. Если кто не в теме, то, что раньше было математикой, стало профильной математикой. Что стало базовой: 20 задач, на получение аттестата нужно решить 7 из них.
Вот семь задач из демо-версии базового ЕГЭ по математике 2015 года
1. Найдите значение выражения
2. Найдите значение выражения
3. ЕГЭ по физике сдавали 25 выпускников школы, что составляет треть от общего количества выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?
4. Найдите
из равенства
, если
и
.
5. Из каждых 100 лампочек, поступающих в продажу, в среднем 3 неисправны. Какова вероятность того, что случайно выбранная в магазине лампочка, окажется исправной?
6. Для ремонта требуется 63 рулона обоев. Какое минимальное количество пачек обойного клея нужно купить для такого ремонта, если 1 пачка клея рассчитана на 6 рулонов?
7. Найдите отрицательный корень уравнения
.
Если вы можете решить эти (или любые другие 7 задач из представленных 20) задачи за три часа — аттестат ваш. Да, в математический вуз не поступите, но аттестат ваш. Между прочим, 7 задач требуется решить для получения аттестата и в профильном варианте, там уже и физфак не за горами.
Ну и ещё есть русский язык. Для получения аттестата в 2015 году нужно набрать 16 первичных баллов. Приводить примеры не буду, скажу лишь, что базовая часть задания состоит из 21 вопроса общей ценой 23 балла. Все вопросы вида "выберите слово, в котором пишется «е», перечислите номера позиций, где ставится запятая".
Реально, без всяких ухищрений, без продавливаний, без взяток, человек, который помнит материал первых 7 классов школы, либо же просто-напросто зазубрил 7 типов задачек по математике и 16 типов задачек по русскому, может получить аттестат о среднем образовании. При этом в теории он мог не посетить ни одного занятия по, скажем, географии, а контрольные потом пересдавать отдельно, используя шпаргалки.
И это стандарт, пусть это дно, но нынче дно гораздо доннее (на мой взгляд), чем было до ЕГЭ. Это дно реально пугает.