2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 12:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
missa1 в сообщении #1020998 писал(а):
Вы меня словом "тех" подразумевали?

Да, увы. Потому что в математике не бывает "свободных" векторов, и прочих "скользящих" и "связанных". Они навязываются только в технических учебных заведениях не самого высокого уровня. И потом их ведь не вытряхнешь из головы...

Разумеется, такие понятия и аксиомы математика давать совсем не обязана.

missa1 в сообщении #1020998 писал(а):
Прошу прощения, так мой вопрос как раз в том и был, что я не знаю, как всё можно корректно там определить. И о необходимости совершения этого.

Всё очень банально. Берёте вещественную прямую. (Положим, вы знаете, как её корректно определить, хотя конечно, вряд ли.) И помножаете её на себя 2 или 3 раза. Вот и всё, у вас моментально в руках оказывается аналитическая геометрия, больше ничего строить не надо. Достаточно только ходить по уже построенной конструкции, и как на экскурсии в музее, называть: вот это прямая, это угол...

(Оффтоп)

-- 29.05.2015 12:32:01 --

Kras в сообщении #1021005 писал(а):
Вы сказали некий бред, понятный только вам.

А вот интересно проверить... :-)

Kras в сообщении #1021005 писал(а):
Это ваше выступление, оно просто ничего не даст.

Кстати, вы требование выполнять будете? Или сразу модераторов звать? Предупреждаю сразу: они круче вас.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 12:42 


30/04/15
24
Munin в сообщении #1021014 писал(а):
Да, увы. Потому что в математике не бывает "свободных" векторов, и прочих "скользящих" и "связанных". Они навязываются только в технических учебных заведениях не самого высокого уровня. И потом их ведь не вытряхнешь из головы...
Во-первых (и это главное). Я попытался подчеркнуть, что НЕ даю в первом посте никаких строгих определний и схем. А как раз спрашиваю, как их построить.
Второе. Неформально выражаясь (по книге Беклемишева из МФТИ), свободный вектор - множество всех векторов одинаковой длины с одинаковым направлением. Нормальное вполне понятие. И я объяснил, что не понимаю сходу, как это сопоставить с обычной геометрией (с понятием отрезка). Я не вполне понимаю, как это ТОЧНО сделать.

Munin в сообщении #1021014 писал(а):
Всё очень банально. Берёте вещественную прямую. (Положим, вы знаете, как её корректно определить, хотя конечно, вряд ли.) И помножаете её на себя 2 или 3 раза. Вот и всё, у вас моментально в руках оказывается аналитическая геометрия, больше ничего строить не надо. Достаточно только ходить по уже построенной конструкции, и как на экскурсии в музее, называть: вот это прямая, это угол...
Спасибо.
Всё-таки, в этом случае остаётся правильно, без лишних слов и понятно объяснить, что это $R^2$, определённое вашим способом, соотносится с обычным геометрическим пространством точек.

С определением действительного числа я знаком. Хотя не понимаю его полностью пока.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 12:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
missa1 в сообщении #1021020 писал(а):
И я объяснил, что не понимаю сходу, как это сопоставить с обычной геометрией (с понятием отрезка). Я не вполне понимаю, как это ТОЧНО сделать.

А я не вполне понимаю, что именно вам надо сделать.

Есть вектор. Есть отрезок. Это вещи разные. Из вектора можно получить отрезок. Из отрезка можно получить вектор.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:06 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
missa1 в сообщении #1020943 писал(а):
Слух 1. Очень многие говорят вещи наподобие "школьная геометрия в обычном виде никому, кроме учителей и чиновников в образовании, не нужна".
Блог. Статья "геометрия и логика". http://my-tribune.blogspot.ru/2010/11/blog-post_26.html
Цитата:
... геометрия нужна не ради каких-то параллелограммов и признаков подобия треугольников, а ради логических рассуждений...

missa1 в сообщении #1020943 писал(а):
Слух 2. Аналитическая геометрия - простая штука. Ну, по крайней мере, в техническом институте.
Аналитическая геометрия --- предмет не очень сложный.
missa1 в сообщении #1020943 писал(а):
Тут я целостно не представляю, как это всё сделать. Можно ли?
Можно. Но зачем?
Ну вот есть Беклемишев --- там всё более или менее на пальцах. А есть Постников. Читали первый том? Вот так школьников обучать не получится.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:23 


30/04/15
24
Упростится ли, если теорию и задачи обычной геометрии доказывать методами АГ, и даст ли этот подход что-то дополнительно хорошее?

Если не всё упростится, то что именно упростится и что нет?

Nemiroff
Постникова не читал. Беклемишева тоже только просматривал. Я работал практически исключительно по лекциям своего института. Векторы, прямая на плоскости, плоскость в пространстве. Поверхностями 2 порядка занимался меньше.

Насчёт "Геометрии и логики" понял. Но если же попытаться упростить и осовременить при сохранении логики, то всё в порядке будет.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:34 


10/12/14

345
http://lj.rossia.org /users/tiphareth/
missa1 в сообщении #1021089 писал(а):
доказывать методами АГ

Вы о чём? Если имеется в виду метод координат, то многие даже простейшие школьные задачи, переформулированные в координатах выглядят чудовищно и громоздко. Проблема даже не столько в громоздких вычислениях, а в том, что реально научиться чему-либо здесь невозможно. Думаю, это весьма бесполезное и безрадостное занятие.

Если же имеется в виду векторная алгебра, то она не является разделом аналитической геометрии. Хотя она там используется и её включают в учебники.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:41 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
missa1 в сообщении #1021089 писал(а):
Но если же попытаться упростить и осовременить при сохранении логики, то всё в порядке будет.
Неясна конечная цель.
missa1 в сообщении #1021089 писал(а):
Если не всё упростится, то что именно упростится и что нет?
Метод координат, векторы, движения --- это все очень мощные и универсальные методы. Как и все универсальные методы они решают задачи универсально и абсолютно неинтересно.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
missa1 в сообщении #1021089 писал(а):
Упростится ли, если теорию и задачи обычной геометрии доказывать методами АГ, и даст ли этот подход что-то дополнительно хорошее?

Если не всё упростится, то что именно упростится и что нет?

Дело в том, что перед "обычной" и перед аналитической геометрией ставят обычно разные задачи. Если в "обычной" геометрии часто ставится задача что-то доказать, то в аналитической - что-то вычислить. В этом смысле, аналитическая геометрия, конечно, полезней для практики - например, для той же школьной физики.

Упрощаются те задачи, которые связаны с вычислениями. Те, которые связаны с доказательствами, часто не упрощаются, а могут и усложняться.

Замечания Kras можете полностью игнорировать - они абсолютно не по делу.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:53 
Заслуженный участник


20/07/09
4026
МФТИ ФУПМ
Ну вот есть Понарин "Алгебра комплексных чисел в геометрических задачах".
Не очень ангем, но полистайте. Получите представление о разных методах доказательств.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 15:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/03/06
13626
Москва
Многие задачи стереометрии (например, задачи из ЕГЭ, задачи на расстояния, углы и т.п.) успешно решаются методами АГ, особенно если Бог наградил усердием, но забыл подарить пространственное воображение.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 16:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
+1 к стереометрии.
(И даже если наградил, часто задачи по стереометрии классифицируются как "трудные" именно из-за пространственного воображения, а при переводе на алгебраический язык оказывается, что задача была не трудна.)

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 16:31 


10/02/11
6786
Однако, банальную теорему о том что центр вписаной в треугольник окружности лежит на пересечении биссектрис (и что биссектрисы пересекаются в одной точке), таки доказывать методами аналитической геометрии не стоит. Перетрудиться можно. :D

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 19:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Oleg Zubelevich в сообщении #1021127 писал(а):
Однако, банальную теорему о том что центр вписаной в треугольник окружности лежит на пересечении биссектрис (и что биссектрисы пересекаются в одной точке), таки доказывать методами аналитической геометрии не стоит. Перетрудиться можно. :D

А зато, о точке пересечения медиан - наоборот, векторы или координаты - самый лучший инструмент.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 20:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


12/06/09
951
Oleg Zubelevich в сообщении #1021127 писал(а):
Однако, банальную теорему о том что центр вписаной в треугольник окружности лежит на пересечении биссектрис (и что биссектрисы пересекаются в одной точке), таки доказывать методами аналитической геометрии не стоит. Перетрудиться можно.
Вы слишком драматизируете.

 Профиль  
                  
 
 Re: О связи школьной геометрии и аналитической геометрии
Сообщение29.05.2015, 20:26 


10/12/14

345
http://lj.rossia.org /users/tiphareth/
Я тут подумал, а почему бы не доказать теорему? Для доказательства нам нужна векторная алгебра и кое-что по поводу радиуса, проведённого к точке касания.

изображение

Итак:

$\overrightarrow{a}\overrightarrow{s}=\overrightarrow{a}(\overrightarrow{a}+\overrightarrow{x_1})=\overrightarrow{a}^2+\overrightarrow{a}\overrightarrow{x_1}=\overrightarrow{a}^2=a^2$
Значит $as \cdot \cos(\alpha)=a^2$. Откуда $\cos(\alpha)=a/s$.
Аналогично можем получить, что $\cos(\beta)=b/s$.

Осталось доказать, что $a=b$, это совсем легко, с этим даже Munin справится. Но на всякий случай:
$\overrightarrow{a}+\overrightarrow{x_1}=\overrightarrow{b}+\overrightarrow{x_2}=\overrightarrow{s}$
$\overrightarrow{a}^2+2\overrightarrow{a}\overrightarrow{x_1}+\overrightarrow{x_1}^2=\overrightarrow{b}^2+2\overrightarrow{b}\overrightarrow{x_2}+\overrightarrow{x_2}^2$
$\overrightarrow{a}^2+\overrightarrow{x_1}^2=\overrightarrow{b}^2+\overrightarrow{x_2}^2$
и из равенства радиусов получаем $a=b$.

-- 29.05.2015, 22:40 --

Часть вторая доказательства может напомнить Munin'у теорему Пифагора. И это верная мысль.

В принципе довольно бессмысленно излагать школьную геометрию таким способом. Т.е. максимум всё это можно давать в качестве упражнений, но всё равно будет очень уныло. Но когда все эти теоремы собирают в один 'систематический курс', то это просто кошмар какой-то...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group