Тут имеется та проблема со всеми популярными объяснениями (а статья во "В мире науки" популярная), что весьма часто они дают иллюзию понимания без самого понимания, которое может быть достигнуто только полноценным изучением, скажем, по учебникам. Очень легко твердить себе фразы "пространство расширяется, пространство не расширяется", но на самом деле за ними (в научном обиходе) закреплена не такая уж простая физика и математика (я бы сказал, посложнее школьной), и если её не иметь в виду, толку от такого чтения не будет. Научные рецензенты-то (и авторы) этот смысл знают, и понимают правильно "популярный" текст, и кивают, будто всё нормально, но популярный читатель оказывается дезориентирован.
Дело вот в чём. В школе рассказывают про пространство на уроках геометрии, а используют на уроках физики. И школьникам не указывают (нечаянно или нарочно), что это на самом деле разные пространства. Геометрическое пространство статично, в нём нет времени, и поэтому можно отметить какую-то точку, прийти через год, и эта точка будет отмечена там же. Можно, например, отметить точку, отойти в сторону, нарисовать фигуру, вернуться к точке - и мы будем иметь точку в известном месте, и фигуру, как-то расположенную относительно этой точки. Физическое пространство всегда связано с движением, и из-за этого вызывает проблемы понимания, хотя на самом деле там всё тоже просто. Мы не можем в физическом пространстве говорить об относительном положении точки и фигуры, если рассматриваем их в разные моменты времени, мы можем рассматривать как геометрическое пространство только "мгновенный снимок" физического. Но ситуация глубже, поскольку разные моменты времени не совершенно независимы друг от друга, и чтобы это понять, мы должны нарисовать на графике целиком пространство-время (например, отметить координаты
и
). Когда мы нарисуем такой график, на нём разные "мгновенные снимки" можно сдвигать один относительно другого, но не произвольно, а только сдвигая всю "стопку снимков" сразу и ровно, чтобы прямые линии, пронизывающие эту стопку снимков, оставались прямыми линиями. Но по отношению одна к другой эти прямые линии могут быть наклонными, просто если сдвиг оставит прямой одну линию, он оставит прямыми и все остальные (в случае
необходимо, чтобы сдвиг оставлял прямыми две линии, в случае
- три). Это означает, что вынесенное из геометрии представление о "точках пространства" к физическому пространству неприменимо. Если мы хотим узнать, где будет точка через секунду, мы должны знать не только её начальное положение, но и начальную скорость. И слова "расширение пространства" описывают не
скорости движения материальных точек, оказавшихся в этом пространстве, а
ускорения.
[То, что я называю здесь "геометрическим" и "физическим пространством", только в школе относится именно к этим предметам. На самом деле "физическое" пространство тоже изучается в математике, в несколько более подвинутом разделе геометрии, и носит название галилеева пространства, не путать с галилеевой метрикой псевдориманова пространства. Ну а физика использует и ту и другую математическую конструкцию для разных надобностей.]