2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы, относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Мереология - что это и с чем едят
Сообщение10.10.2014, 19:03 
Аватара пользователя


20/11/12

121
Кто-нибудь может подсказать дельное по этой теме, желательно в простыми жизненными примерчиками?

 Профиль  
                  
 
 Re: Мереология - что это и с чем едят
Сообщение10.10.2014, 19:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
9233
Вот я, например, понятия не имею, что это такое. Поэтому лезу в Гугель, откудова имею следующее:
Цитата:
Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют. Существуют только базовые объекты, которые не состоят из частей.
Тут на память мне приходит филозопический диспут Удава, Попугая и Обезьянки на тему, что такое "куча".

И действительно, далее читаю нечто похожее:
Цитата:
Например, лес не существует в реальности как отдельный объект, это просто большое количество деревьев в ограниченном пространстве. Понятие же «лес» создано для облегчения мышления и общения. Мы не можем воспринимать вырубку отдельных (каждое из деревьев индивидуально) 173 000 деревьев из 346 000 находящихся рядом. Человеческому мышлению намного проще воспринять факт 50 % вырубки «леса».
В этом месте у меня возникает устойчивое стремление покинуть зыбкую почву софоложества, но следующие три десятка ссылок Гугеля не предоставляют для этого возможности. В отчаяньи я вбиваю в строку поиска "мереология витализм" и выносит меня прямиком в царство бессознательного и его анализа. Выбираю первую попавшуюся работу Юрия Валькмана и узнаю, что, оказывается...
Юрий Валькман писал(а):
О ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗА: ДОФОРМАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Понятие целостности явно неявно опирается на отношения частей и целого. Вообще, часть и целое —
философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и
отдельными предметами, образующими эту совокупность.
Категории часть и целое определяются посредством друг друга: часть — это элемент некоторого целого;
целое — то, что состоит из частей.
Со времен античности проблема соотношения части и целого не только обсуждалась в философии, но в
той или иной форме возникала во многих сферах науки и даже общественной жизни. В философии эта
проблема формулировалась в самом общем виде: что является более фундаментальным, исходным,
важным — целое или его части? Решения этой проблемы постепенно оформились в виде двух
альтернативных позиций, противоположные исходные принципы которых образовали антиномии
целостности. Философская позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого
только как сумму свойств его частей, получила наименование меризма (от греч. meros — часть).
Противоположная позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых
свойств по сравнению с его частями, называется холизмом (от греч. holos — целый). Холистская позиция
проявилась в теории эмерджентной эволюции, в витализме, в гештальтпсихологии [Вертгеймер, 1987].
Мереологические (и таксономические) аспекты структур образной информации мы рассмотрели в работе
[Валькман, 2010]. Здесь акцентируем внимание на холизме, или гештальте образов, т.е. образ первичен,
его компоненты вторичны. Но, конечно, подходы «образ  компоненты» и «компоненты  образ»
нельзя противопоставлять и рассматривать изолировано. Они взаимозависимы и дополняют друг друга.
При исследовании целостности образов мы должны «спуститься с высот» философского анализа этой
категории и обратить внимание на то, что отношения «часть-целое» может отражать различные аспекты.
Интересный подход к анализу целостности предложен в работе [Лукашевич, 2007] в приложении к
лингвистическим структурам. Мы намерены использовать его при построении образных структур.
Основная идея авторов состоит в том, чтобы классифицировать различные способы, которыми части
соотносятся к своему целому, введением шести различных типов отношений меронимии, различаемых на
основе признаков функциональности, гомеомерности и отделимости:
Функциональные части ограничены своей функцией, в их пространственном или временном положении. К
примеру, ручка чашки может быть расположена в ограниченном числе позиций, если она должна
функционировать как ручка.
Гомеомерные части представляют собой объект того же типа, что и их целые, к примеру, кусок – пирог,
тогда как негомеомерные части отличны от своих целых, например, дерево-лес.
Отделимые части могут, в принципе, быть отделенными от целого, к примеру, ручка – чашка, тогда как
неотделимые не могут, например, сталь – велосипед.
На основе комбинации этих трех признаков можно выделить следующие типы отношений часть-целое:
 Компонент/Интегральный объект: Интегральные объекты характеризуются своей структурой,
тогда как их компоненты отделимы и имеют специальную функциональность. Например, Колеса –
это части автомобиля, фонология – это часть лингвистики.
 Член/Коллекция: Члены не играют никакой функциональной роли по отношению к своему целому,
они отделимы: дерево – часть леса.
 Порция/Масса: Целое рассматривается как гомогенный агрегат и его порции подобны целом:
Кусок – это часть пирога.
 Материал/Объект: Материал, из которого сделан объект, не отделим от этого объекта, не имеет
функциональной роли и негомеомерный: Сталь – часть велосипеда.
 Фаза/Деятельность: Фаза, как компонент, имеет функциональную роль, но не отделима: ложка –
часть процесса еды, глотание – часть процесса еды.
 Место/местность: часть гомеомерна, так как каждая часть пространственного региона подобна
целому региону, но не отделима: Оазис – это часть пустыни.
При всем разнообразии подвидов отношения часть-целое, существуют классы отношений, которые не
рекомендуется путать с отношениями часть-целое. Например, к таким отношениям относится отношение
«местонахождение внутри»: тот факт, что некто находится в комнате, не означает, что этот некто
является частью комнаты. Другим видом, отношений, которые необходимо отделять от отношения часть-
целое, является отношения присоединения: тот факт, что электрическая лампа подключена к
электрической сети не делает ее частью этой электрической сети.
Заметим, в анализе структур образной информации мы должны рассматривать отношение часть-целое
еще и на уровне использования различных модальностей: зрительный канал, слуховой, тактильный и
т.д. Причем, это относится не только к образам восприятия, но и к образам представления и
воображения., Интересно также рассмотреть отношение часть-целое в структурах: формальные модели,
их интерпретация вербальная, графическая и т.д. В образных структурах представляют интерес
мультимедийные системы: песни, фильмы и т.п.
Конечно, построение формального аппарата представления образных структур в компьютерных
технологиях для моделирования процессов мышления требуют более детальных исследований.

Можно продолжать и дальше, но, надеюсь, сказанного достаточно, чтобы пересмотреть раздел, в коем место данной темы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Мереология - что это и с чем едят
Сообщение10.10.2014, 19:46 
Аватара пользователя


12/05/12
604
Оттуда
Наверное всё идёт от слова "merely" -- просто, только, единственно (бусур.), но поначалу я подумал, что это от слова "мера", думал даже, что это что-то об измерениях. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Мереология - что это и с чем едят
Сообщение10.10.2014, 20:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
9233
cool.phenon в сообщении #917363 писал(а):
Наверное всё идёт от слова "merely" -- просто

Вообще-то от meros - часть. Но это близко...

 Профиль  
                  
 
 Re: Мереология - что это и с чем едят
Сообщение20.10.2014, 14:47 
Аватара пользователя


20/11/12

121
SPATIAL REASONING AND ONTOLOGY:
PARTS, WHOLES, AND LOCATIONS
Achille C. Varzi
Columbia University

Пытаюсь понять эту работу. Попроще нет чего ли?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group