Всем привет. Прочитал некоторые темы с этого форума, и тоже решил задать тут интересующий меня вопрос - помогите определиться с двигателем для создания компактного генератора.
Небольшое вступление: сейчас собираю электрическое средство передвижения по городу (условно - электросамокат, хотя куда его реально отнести - затрудняюсь). Пока аппарат еще не до конца собран, поэтому данный реальных испытаний нет, но по прикидкам аккумуляторов должно хватать в среднем на полчаса работы. Для самоката этого вполне хватит, т.к. он создавался с целью доехать до метро и обратно, но все равно хотелось бы иметь возможность увеличить время работы без подзарядки. Ну и плюс, если потом я решу собрать что-то более крупное - вопрос по источнику электроэнергии будет актуальным.
В качестве генератора для механических вариантов предполагаю авиамодельный безколлекторный электромотор. Они компактные для своих параметров (мотор на 1,7 кВт реальной мощности весит 350 г, максимальный кпд 80-85 % при ~10000 об/мин). Для достижения адекватной мощности потребуются соответственно высокие обороты, полученный ток будет трехфазным и высокой частоты, и потом будет, скорее всего, преобразовываться в постоянный.
Теперь более подробно про рассматриваемые варианты.
1) Традиционный ДВС с генератором. Самый нежелательный вариант. Из плюсов только то, что привычная кострукция и примерно предсказуемые результаты. С учетом требования к компактности и оборотам - двигатель также будет авиамодельный. Что мне не нравится (и для чего я открыл данную тему): шумно, грязно, особенно если 2х-тактный, 4х-тактные имеют меньшие обороты, ресурс, мягко скажем, сомнительный.
2) Компактная паровая турбина. Изначально хотел задать вопрос именно про нее, потом решил добавить и другие варианты. Собственно, есть ли смысл? Турбину сделать закрытой, на каком-либо фреоне/органическом теплоносителе. Если я правильно понимаю ситуацию, то подобрав теплоноситель, который будет кипеть примерно при 20-30 по Цельсию, можно будет получать перегретый пар на входе в турбину, отработанный пар сжимать для конденсации, выделяющееся при этом тепло использовать для предподогрева перед нагревателем. Компактность под вопросом, т.к. достаточно много элементов (турбина, нагреватель, рекуператор, компрессор), но всеядность и малое количество высоконагруженных деталей привлекают. Собственно, один из главных вопросов - где можно достать достаточно компактную турбину, подходящую для этих целей? По размерам подходят турбокомпрессоры от машин, но насколько эффективно они будут отбирать энергию пара? Или всякие экзотические варианты, вроде турбины Тесла - ее хотя бы просто собрать.
3) Стирлинг? Про них я вообще не очень много знаю, но как минимум не нравится большее количество движущихся частей и высокое давление, необходимое для работы.
4) Тут еще была тема, в которой была ссылка на статью (
http://www.popmech.ru/vehicles/10158-porshen-na-svobode-dvigatel-so-svobodnym-porshnem/#full) о двигателе со свободным поршнем, который сразу работает как генератор. Там писали о кпд около 70% - звучит круто, но берут здравые сомнения, что такую штуку можно собрать в домашних условиях. Да и он не сильно-то многотопливный. Кстати, немного вернувшись к теме стирлинга - можно ли в теории собрать стирлинг с похожей конструкцией, т.е. где возвратно-поступательное движение поршней будет сразу генерировать ток, без преобразования во вращательное?
5)Топливные элементы? Наиболее вменяемый вариант, кмк, это твердооксидные элементы. Метанольные - где и как хранить метанол, чтобы в случае чего не надышаться парами. Все варианты, которые работают на водороде, учитывая стоимость получения водорода, бесполезны.
Но твердооксидные тоже не идеал, ибо их надо греть, ну и плюс не знаю, бывают ли они размеров, подходящих для использования на транспорте.
Готов выслушать ваши комментарии, единственная просьба - по возможности, подтверждать сказанное ссылками на источник. Если кому-то будет нужна информация по модельным двигателям, либо по чему-то еще - пишите.