Большое спасибо за ссылку! Теперь мне понятен принцип работы двигателя
Посмотрел ещё одно видео и призадумался. Похоже, в основе работы двигателя Мильроя всё-таки лежит бегущая волна теплового расширения материала подшипников (или вала). В соседней теме (
Эффект Губера) по этому поводу есть такое вот сообщение:
Лет 25 назад у нас в нашу лабораторию принесли действующую модель этого двигателя. Принес человек. который самостоятельно изобрел этот двигатель и даже получил на него авторское свидетельство. Модель стоит до сих пор и до сих пор работает. Мы его назвали ТЭД -теплоэлектродвигатель. Исследуя это явление, мы заметили следующее:
1) Мощность двигателя зависит от материалов подшипников и обоймы, размеров конструктивных элементов, количества подшипников, величины силы тока, электрического сопротивления в зоне контакта шариков с обоймой и скорости отвода тепла.
2)Эффект не зависит от характера тока (постоянный, переменный) и его частоты.
3) Для запуска двигателя требуется приложить небольшой пусковой момент, причем направление вращения зависит только от направления пускового момента.
4) ТЭД обладает весьма низким коэффициентом полезного действия (КПД).
5) При принудительном охлаждения обоймы КПД растет. При уменьшении числа шариков - тоже. Самый эффективный двигатель имел подшипники из 3 хорошо подогнанных шариков.
6) В вакууме двигатель быстро останавливается - нет теплоотвода.
Мы пришли к выводу, что ТЭД является тепловой машиной: В зоне контакта шарика с обоймой ударным образом выделяется тепло, которое приводит к термоупругим колебательным процессам в зоне контакта, за счет чего появляется толкающий момент.
Была разработана физическая теория ТЭД, объясняющая эффект, математическая модель, связывающие величину рабочего момента с параметрами тока, конструктивными и эксплуатационными параметрами. Составлена система дифференциальных уравнений, описывающая поведение ТЭД. Результаты расчетов в целом согласуются с имеющимися экспериментальными наблюдениями.
На основе изучения ТЭД предложены принципы создания электрических двигателей, имеющих те же конструктивные особенности, но использующие для создания полезного момента не тепловую энергию, а пьезоэлектрический и магнитострикционный эффекты.
После чего все это благополучно заглохло: закончилась перестройка и СССР.
И действительно, на первом видео видно, что когда подшипники нагреваются до определённой температуры и приобретают соответствующий синий цвет побежалости, двигатель останавливается, что свидетельствует о наступлении динамического равновесия. Если бы причиной работы двигателя были искровые разряды или электромагнитные силы, он бы продолжил свою работу после нагрева, чего, однако, не наблюдается.