2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Лингвистическая задача
Сообщение15.07.2012, 20:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Просматривая старые "Кванты", обнаружил интересную задачу (№9 (1971 г.) стр. 29):
"Установите грамматические связи между словами во фразе:

Раскапывайте погребенных в земле слепых исполинов."

Хорошим считается решение с 9-ю вариантами, а вообще их около 20.

Я понял, что фраза без запятых и имён собственных. Можно придавать словам различный смысл, если только он ведёт к различным структурам.
Задача позиционируется как известная и чуть ли не культовая в давние времена. Погуглив, я нашёл несколько обсуждений, которые, впрочем, ничего не добавили к моим размышлениям :гордо надувши щёки:.

Я сам попробовал формализовать решение в виде деревьев, даже векторов, так как структура предложения линейна, либо иногда древовидна с одной веточкой.

Так как предлог "в" жёстко привязан к "земле", то можно пронумеровать пять слов, а варианты давать в виде вектора с расстановкой номеров в соответствии с грамматическими связями. Ну и давать каждому варианту интерпретацию в виде грамматически изоморфной фразы.

1) Раскапывайте 2) погребённых 3) в земле 4) слепых 5) исполинов.

1. 12354 Раскапывайте погребённых в "Земле Слепых Исполинов" (исполинов, которые слепы)
2. 15234 Раскапывайте исполинов, которые погребены в "Земле слепых"
3. 15-4,-23 Раскапывайте исполинов, которые слепы и погребены в земле (тут веточка и вариант 15-23,-4 считаем равным приведённому)
4. 15-2,-43 Раскапывайте погребённых исполинов, которые слепы в земле.

Во фразе без запятых вроде бы и нет вариантов. Если же во фразу можно добавлять запятые, то количество вариантов увеличивается.

?. 1-23,-54 Раскапывайте погребённых в земле, а также слепых исполинов. Если запятая после "в земле".
?. 1-23,-4,-5 Раскапывайте погребённых в земле, а также слепых, да ещё исполинов. Если запятая после "в земле".
Ну и так далее. Но с запятыми уже не интересно, хотя вариантов много набирается.

Хотелось бы узнать, помнит ли кто эту задачу, какова её точная формулировка, а именно, можно ли добавлять во фразу запятые и другие знаки препинания, как бы фраза была просто продиктована. Хотя если продиктована, то "Погребённых" и "Исполинов" вполне сойдут за фамилии :-) .

И есть ли ещё варианты, если фраза именно напечатана и не содержит никаких знаков препинания, кроме точки.

(Оффтоп)

Мне задача показалась математической, поэтому я и поместил её в этот раздел. А в другом её никто и не увидит :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение15.07.2012, 21:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
gris, эта задача под номером 104 есть в книге "Лингвистические задачи" с решением. Помечена звездочкой как задача повышенной сложности. Описание решения занимает больше двух страниц.

Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., "Просвещение", 1983.
Книга есть у меня в печатном виде. Попробуйте найти в сети, если не найдете, что-нибудь придумаем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение15.07.2012, 21:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
svv, спасибо, скачал (можно ли ещё в этом признаваться? :-) ) и вроде бы даже читал, но задачу не помню.
Увидел новый вариант:
5. 12345 Раскапывайте погребённых в земле, принадлежащей слепым, которые сами принадлежат исполинам.
И ещё этот я нашёл, но забыл вставить (честно):
6. 1-2,-354 Погребённых раскапывайте, пожалуйста, в земле слепых исполинов.
Ну и с вариантом
7. 1-2,-345.
Но в книге приведено 9 вариантов. А в "Кванте" обещано 20.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 00:05 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
А почему, собственно, в книжке считают, что это верно:
Алпатов В.М. и др. писал(а):
Значение 3 не допускает обстоятельства места
(Речь идет о том, что слово "погребенные" в значении существительного (якобы) не сочетается с обстоятельством "в земле".)
По-моему, должны иметь место аналоги фраз:
  • Вспоминайте генералов в отставке Красной армии.
  • Вспоминайте генералов в отставке штаба армии.

(Оффтоп)

Это предложение напомнило мне известные иллюстрации омонимии:
  • Косил косой косой косой косой косой.
  • Buffalo buffalo Buffalo buffalo buffalo buffalo Buffalo buffalo.
  • James while John had had had had had had had had had had had a better effect on the teacher.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 00:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Формулировка в книге отличается от квантовской. В Кванте вариантов столько, сколько осмысленных способов установить грамматические связи. Два варианта считаются совпадающими, если стрелочки в них проведены одинаково.

А в книге надо подсчитать, сколько вообще вариантов понимания (это, вообще говоря, больше). Там есть фраза: "даже при одних и тех же значениях слов связи между ними могут быть различными". Переменю в ней акцент: "даже при одних и тех же связях слова могут иметь разные значения". Вот опция, которая ещё добавит вариантов.

Страдательные причастия, как погребённые, могут означать, что в прошлом над кем-то или чем-то было совершено действие (1). Но такое понимание не обязательно, они могут обозначать просто состояние, не подразумевая действия, которое его вызвало (2). Выколотая точка — не обязательно значит, что её выкололи, её, возможно, изначально не было. Пониженная температура — не обязательно была понижена в прошлом, она могла быть с самого начала такой. Рассеянное скопление звезд, разреженная матрица. Так что погребённые — это не только "те, которых погребли", но и просто "лежащие в земле".

-- Вс июл 15, 2012 23:29:12 --

EtCetera писал(а):
А почему, собственно, в книжке считают, что это верно:
Мне тоже это не совсем понятно. Такое впечатление, что в книге значения определяются синтаксическими связями. Как только к слову "погребенных" начинает относиться "в земле", оно автоматически переходит из смысла 3 в смысл 1.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 00:32 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
svv
svv в сообщении #595733 писал(а):
Так что погребённые — это не только "те, которых погребли", но и просто "лежащие в земле".
Простите, но разве не в этом состоит разница между значениями 1 и 3 (следуя обозначениям книги)?

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 00:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Я как раз потому и подумал "вряд ли", что оба моих варианта прекрасно сочетаются с обстоятельством места.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 06:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Ваше "в отставке" натолкнуло на мысль считать "в земле" не обязательно обстоятельством места. Это может означать "обсыпанный землёй". Правда, естественней звучит со словом "весь": — Из ямы вылез заключённый весь в земле и выругался.
Но два варианта добавилось.
8. 12-3,-45 и
9. 12-3,-54 То есть надо раскапывать (можно и в другом смысле, например, детективном или микробиологическом :-) ) тех погребённых, которые испачканы землёй и принадлежат слепым исполинам или слепым, которые принадлежат исполинам.

Можно было бы добавить вариант ещё пару вариантов, где "погребённые" испачканы "землёй глухих исполинов", но чисто по связям это то же самое, как "погребённые (где?)", хотя полная синтаксическая структура будет другой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 09:24 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
Есть еще одна возможность, пропущенная (?) в вариантах 4 и 8 из книги. Дело в том, что "в земле" может относиться не только к "слепым", но и к исполинам и слепым одновременно (только к исполинам, в принципе, тоже может, но это уже слишком коряво). Я имею в виду следующие прочтения:
  • Раскапывайте тех, кто в земле являются слепыми (и) исполинами и погребены.
  • Раскапывайте погребенных, принадлежащих тем, кто в земле являются слепыми (и) исполинами.
...а также варианты, в которых можно считать "в земле слепых" (т.е. слепых только в земле) отдельным оборотом:
  • Раскапывайте погребенных, принадлежащих тем, кто слепы в земле, которые (в свою очередь) принадлежат исполинам.
  • Раскапывайте тех, кто слепы в земле и погребены, а также принадлежат исполинам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 11:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Первая фраза вроде бы у меня описана под №4. Остальные три подойдут.
10. 12534 Раскапывайте погребённых, принадлежащих слепым в земле исполинам.
11. 124-3,-5 Раскапывайте погребённых, принадлежащих слепым в земле, которые принадлежат исполинам.
12. 12-43,-5 Раскапывайте тех, кто слепы в земле и погребены, а также принадлежат исполинам.

В общем с учётом чисто поэтических инверсий можно натянуть ещё несколько схем.
Вот бы ещё придумать необычную интерпретацию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение16.07.2012, 12:58 
Заслуженный участник


28/04/09
1933
Прошу прощения, но Ваши фразы 4 и 10 $\text{---}$ это (соответственно) варианты 4 и 8 из книжки.
Я же имел в виду нечто другое. В книге рассматриваются случаи, когда кто-то может быть слепым только в земле. Я же предложил рассмотреть также возможность того, что кто-то только в земле может быть и слепым, и исполином.
Кроме того, мне кажется, что Ваши варианты
gris в сообщении #595754 писал(а):
где "погребённые" испачканы "землёй глухих исполинов"
вполне имеют право на существование. Несмотря на идентичность структуры, они имеют принципиально отличный от уже рассмотренных вариантов смысл. Помимо этого, земля может принадлежать слепым, а испачканные ею погребенные $\text{---}$ исполинам.
Итого 18 различных вариантов (9 из книжки + 5 случаев с испачканными в земле + 4 способа слепоты и исполиновости в земле).
Остается найти еще два...
Upd: поправил число вариантов.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение04.11.2013, 02:10 
Основатель
Аватара пользователя


11/05/05
4313
 i  Тема перемещена из форума «Прочее» в форум «Загадки, головоломки, ребусы»
Причина переноса: не указана.

 Профиль  
                  
 
 Re: Лингвистическая задача
Сообщение14.02.2014, 17:50 


13/01/14
106
gris в сообщении #595649 писал(а):
Раскапывайте погребенных в земле слепых исполинов."


Сразу варианты даёт объединение "погребённых в" , способ погребения (в отличие например от погребённых над, под, вне...
Раскапывайте (погребенных в) (кому/чему, для чего, зачем - земле) слепых исполинов.
Раскапывайте (погребенных в) (земле слепых) исполинов.
Раскапывайте (погребенных в) (земле слепых исполинов).
Раскапывайте (погребенных в) земле (слепых исполинов).
Раскапывайте (погребенных в слепых ) земле исполинов. итд

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group