Ответ, насколько я представляю: бывает по-разному.
В самой математике есть два противоположных течения. С одной стороны, есть течение (и математики - приверженцы такого подхода), чтобы сделать математическое доказательство на основе ясной идеи, кратким и очевидным. При этом можно менять сам доказываемый факт, выражать его в таких понятиях и в таком виде, который лучше всего подходит для такого доказательства. При этом получаются очень глубокие обобщения и аналогии. С другой стороны, есть течение, в котором именно наличие доказательства - самоцель, а его длина, техническая сложность, использование глубоких идей - это уже всё вторично. Этот путь позволяет, в конце концов, разрешить те вопросы, которые долго мучали математиков.
С другой стороны, есть преподавание математики. Большинство фактов, изложенных в начальных учебниках, скажем, для младших курсов, - относятся к первому типу, к фактам, для которых известны ясные и глубокие доказательства (иногда самоочевидные, как только будет ясен смысл утверждения). Но вот не во всех учебных курсах именно такие доказательства даны. Иногда автор курса придерживается какой-то традиции, иногда он просто сам не в курсе, или не желает привести более прозрачное и понятное доказательство. Получается, что математические курсы бывают лучше или хуже с этой точки зрения. Но не всё так однозначно. Есть корреляция: чем более ясного изложения придерживается курс, тем более глубокого знания он требует от учащегося. Прозрачные вещи прозрачны для того, кто достаточно тренирован, чтобы их воспринимать.
Например, довольно многие факты наиболее просто формулируются и доказываются, если их рассматривать как относящиеся к пространствам произвольной (конечной) размерности Но читатель может быть не готов к тому, чтобы вообще воображать себе такие пространства и соотношения в них, и ему проще было бы разобраться с менее глубокими и более надуманными доказательствами, но относящимися к простым случаям или
И с третьей стороны, отдельно в новом обличье эта проблема возникает в случае, когда математический факт используется в других науках. Здесь часто есть нехватка не математического, а прикладного смысла. И в отличие от самой математики, известные доказательства даже начальных фактов часто с этим прикладным смыслом не связаны. Но здесь есть и другой подход: можно восстанавливать прикладной смысл доказательства самостоятельно. Пройти по всему доказательству, и разобраться, что означает каждый его шаг, если переводить его на прикладной (например, физический) язык.