Мною предложено в области систем тестирования и дистанционного контроля знаний 2 новых типа тест-вопроса, имеющих по моему мнению прямое отношение к логике.Это
1)логическое конструирование высказываний –
В формулировке вопроса дан ряд утверждений ( понятий). Необходимо установить их логическую связь. (Это могут быть условия (как необходимые так и достаточные) Тео-ремы, предпосылки возникновения некоторого явления и т.п). Данный тип тест-вопроса даёт возможность построения булевой функции от ответов-высказываний.
2)конструирование отношений понятий
Вар 2.1)задан набор понятий и набор возможных отношений между ними. Надо: 1)разбить данные понятия на классы сопоставимых между собой 2) сконструировать (в случае наличия такого задания) все возможные отношения между понятиями . Отношения между понятиями: равнозначности(тождества), подчинения (объём 1 понятия входит в объём другого),соподчинения (общие элементы в объемах понятий), противоположности (нет общих элементов)
Процесс конструирования отношений понятий фактически 2-этапный:
1 этап) – разбиение множества понятий на классы сопоставимых 2 этап) – внутри каждого класса сопоставимых понятий с объёмом >1 установка отношений между ними. Ввиду абстрактности и новизны восприятия такого теста рекомендуется формировать множество понятий вопроса так, чтобы было не более 1 класса сопоставимых между собой понятий (либо все понятия сопоставимые, либо 1 или 2 понятия несопоставимы с остальными, либо все взаимно несопоставимы) в целях адекватного понимания вопроса учащимися. Формулировка такого вопроса может быть также 2 типов:
а) разбиение множества понятий на классы сопоставимых (только 1 этап)
б)установка всех возможных отношений между понятиями (2 этапа с отсеиванием несопоставимых понятий на 1 этапе)
вар.2.2) осуществление операции деления или обобщения понятий (в пределах заданного набора) – операция выполняется с помощью специального конструктора.
Вопросы к читающим этот документ
1)хотя тесты такого типа довольно интересны, тем не менее найдется ли достаточно широкое применение таких типов в тестировании в разных отраслях знания, не только в математике, юриспруденции (где доминирует тип 2). В связи с этим, помогите, кто может
наполнением вопросов такого типа, в т.ч из области математики. Меня устроит всё даже присланные вами 1-2 примера. На мой взгляд гуманитарные и др. науки , такие как социология, экономика, правоведение не вполне готовы сами к чёткой формулировке соотношений между достаточно общими своими понятиями: если например соотношения между понятиями четырехугольник многоугольник, параллелограмм ромб очевидны, и даже слишком просты, чтобы вставлять в тест то про отношение между понятиями
теневая экономика -криминальная экономика сказать мне довольно сложно – всегда ли теневая экономика криминальна или нет. Или понятия «право» и «мораль». А как с понятиями «пространство» и «время» - по теории относительности они связаны, а по обычной механике нет?
Возможно это просто типичная боязнь общих понятий и манипулирования ими в своих целей, свойственная технической интеллигенции, оболваненной марксизмом или это –типичная нечёткость формулировок, характерная для гуманитарных дисциплин, когда вопросу соотношения 2 понятий посвящаются целые рефераты. С другой стороны курсы логики в разных ВУЗах очень уж «боязливо» используют в разделе классификации-соотношений понятий конкретные понятия дисциплин направлений обучения ВУЗа, видимо боясь увязнуть в расплывчатости формулировок.
2)Если ваша реакция на данный подход оптимистична имеет ли смысл двигаться дальше в этом направлении (давая в распоряжение учащихся не только стандартные логические операции дизъюнкции, конъюнкции, импликации, отрицания но и ввести логические кванторы «существование» и «любой» позволяя строить логические формулы уровня логики предикатов?
3)А как формализовать через компьютер операцию деления или обобщения понятий для тестов? Если подсовывать готовые варианты ответов с выбором правильного – то это отучает думать, если заставлять вводить самих слова, то трудно распознать правильный ответ от неверного, например Журнал –> периодическое издание. Или журнал-издание ?
При этом надо брать примеры понятий-категорий для конкретной дисциплины а не как часто в заданиях по логике элементарные понятия вроде стол-стул, чтоб такой тест имел учебно-познавательный смысл
4)Конечно, по моему мнению серьёзно решать поставленные вопросы применительно к данной учебной дисциплине можно наверное только после разработки её информационной модели в виде семантической сети понятий, (как это сделано например в МАИ на дисциплинах «Теория управления» «Теория функций комплексной переменной» ) для чего видимо нужно привлекать экспертов, а не обычных преподавателей.
Е.Багоцкий выпускник мехмат МГУ 1974 г.
|