Lion писал(а):
Все-таки, возвращаясь к основной теме нашей дискуссии, я хотел бы заметить, что еще не увидел ни одного аргумента в пользу преподавания матанализа в школе. То, о чем говорил Macavity, скорее относится к изменению программы ВУЗов.
Ну это Вы так считаете...
Lion писал(а):
А вот сейчас Вы передергиваете мои слова. Я об этом ни слова не говорил, и не мог сказать, поскольку это не так. Однако не стану скрывать, что, учась в школе, я не любил матанализ. Возможно, это было связано с особенностями его преподавания нам, хотя, насколько я мог видеть, моим друзьям он также не нравился. Опять-таки, по-моему, эта нелюбовь прошла, когда мы поступили на мехмат; большая заслуга в этом, наверное, принадлежит нашему преподавателю.
Это всё было ясно с самого начала.
Lion писал(а):
Я говорю о матанализе как о самом распространенном и практически единственном разделом высшей математики, изучаемой в школе. При чем здесь анатомия или физкультура, я не понимаю.
Вот. Могли бы ещё больше уточнить - что являетесь противником колмогоровской реформы преподавания математики в школе.
Собственно, Колмогоров и ввёл изучение матанализа в школе.
Больше того, в сборнике статей Колмогорова ("
Математика - наука и профессия") :
Цитата:
Основательно изучить дифференциальное и интегральное исчисление до высшей школы довольно трудно. Ещё труднее сколько-нибудь заметно продвинуться в теории решений дифференциальных уравнений. Однако тем кого
математика может увлечь и заинтересовать именно с этой стороны, можно всё же попробовать познакомиться с простейшими понятиями дифференциального и интегрального исчислений
параллельно с окончанием средней школы Во всяком случае, таков был путь к математике многих наших ученых,
причем для некоторых из них знакомство с высшей математикой и было решающем аргументом для того, чтобы окончательно остановится на математике в качестве своей спрециальности.
Выделение жирным шрифтом моё, а вот звёздочка - это сноска составителя и там сказано:
Цитата:
Ещё раз напомним, что текст написан А.Н. Колмогоровым в 1959 г. В нынешней школьной программе имеются элементы высшей математики. -
Примеч. сост.То есть, в сноске говорится о той школьной программе, для которой Колмогоров с единомышлениками создал учебник с элементами математического анализа, той программе, которую Вы критикуете, как вредную и ненужную. Вообще для того, чтобы пойти на такой смелый шаг надо было быть таким ученым как Колмогоров, педагогом как Колмогоров (он очень много работал с детьми прежде, чем создал новый учебник) и человеком как он.
Хочу сказать, что для того, чтобы задвинуть всё это обратно надо либо обладать всем его талантом, либо, что куда проще, просто быть бездарным чиновником, который готов рискнуть миллиардами рублей, состоянием и надеждами науки, рискнуть успехами росийских школьников на международных олимпиадах и пойти на удаление из школьной программы математического анализа. А если матанализ не нужен, то зачем эти доктора наук и академики читают лекции школьникам (в том числе) в Дубне под эгидой МЦНМО. ("А если Бога нет, то вера Ваша тщетна и проповедь моя тщетна")...
Вы не первый, кто критикует колмогоровскую реформу - её вообще начали критиковать с самого начала (статья "Действующие лица школьного учебника". "Знание - сила", №4, 1999 г.Анатолий Цирульников):
Цитата:
В Академии педагогических наук был, да и по сей день есть особый институт, некогда отвечавший за то, чему и как всех учить (не хочу сказать ничего плохого о его сотрудниках, крепких методистах). Но если возникал некто с иной точкой зрения, разражался скандал.
Этого не избежал даже математик с мировым именем А.Н.Колмогоров. В семидесятые годы группа авторов под его руководством выпустила новый учебник, вследствие чего появилась разгромная статья в журнале "Коммунист" и собралось заседание в ЦК КПСС. Мне довелось читать его тайную стенограмму, аккуратно записанную - видимо, для истории - в личный дневник тогдашним министром народного образования. Какие-то ныне забытые, но тогда грозные методисты - сусловы, зимянины, трапезниковы - разбирали по косточкам великого математика-педагога: "ЦК ставит вопрос, а как об стенку горох!" - "Что он тут накрутил?... Сложно, ничего не поймешь...".
Думаю, тут всё понятно. Добавлю цитату из интервью Академика Осипова:
Цитата:
…Хочу сказать о том, что есть у нас общая болезнь и общая опасность для науки в целом: очень большой разрыв между поколениями. Какие-то тоненькие ниточки, которые связывают старшее поколение и молодых людей, желающих заниматься наукой, еще остались. Но в середине - пустота, "белое пятно". К счастью, нитей становится больше. Достаточно посмотреть на абитуриентов, которые поступают в МГУ на математику, на механику, на кибернетику, на вычислительную технику. Очень сильные ребята. Так что есть еще порох в пороховницах, основа для науки хорошая осталась еще. Созданная в Советском Союзе научная и инженерная культура понесла, конечно, определенный урон, потускнела, но ядро ее существует. Главное, не уничтожить ее полностью, и мы еще многое сможем сделать.
Схожие мысли можно прочитать и у Академика Арнольда.
И я склонен считать, что бездумные эксперименты со школьной программой обернуться материальными и что ещё хуже нематериальными убытками.
Чтобы не было неоднозначности толкования я приготовил (и задал) свой вопрос для интернет-интервью на сайте журнала "Наука и жизнь" Владимира Николаевича Васильева - Вице-президент Российского союза ректоров, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), научный руководитель ВНЦ «ГОИ им. С.И.Вавилова», доктор технических наук, профессор.
Текст вопроса привожу -
Цитата:
Уважаемый Владимир Николаевич! У нас (на научном форуме Мехмата МГУ
http://dxdy.ru/ возникла дискуссия о проблемах преподавания математики в школе. Мой оппонент утверждает, что Высшую математику (математический анализ) надо убрать из школьной программы и это необходимо для дальнейшего успешного обучения в ВУЗе. Я же считаю, что Высшую математику ни в коем случае нельзя убирать - это вредно для науки, не способствует отбору и обучению талантливой молодежи и вообще дорогостоящий бессмысленный эксперимент. Пожалуйста, выскажите своё мнение по данной теме.
(Владимир aka Macavity)
Ну что же, вопрос принят - подождём октября.