Определение:
Цитата:
Спекуляция — в философии это отвлечённое рассуждение, тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту («спекулятивное суждение»).
Википедия: Спекуляция (философия)
На мой взгляд, данное обсуждение носит слишком спекулятивный характер. (Начал с определения, чтобы никому не показалось обидным слово «Спекуляция»
)
Попробуем обратиться к опыту. Пусть студентам дано задание: написать программу на языке высокого уровня (ЯВУ), которая читает на входе число, а на выходе печатает исходное число и его квадрат. Первый студент достаточно освоил программирование, чтобы выполнить такое примитивное задание без посторонней помощи. Второй студент «пошарил по сетке» и скачал мою программу.
Рассмотрим эти программы как информационные сообщения и отметим следующие особенности:
1) Вероятность того, что их исходные тексты совпадают, очень мала.
2) И мала вероятность, что совпадают исполняемые файлы.
3) Количество информации в исходном и исполняемом коде разные.
4) Эти сообщения многоцелевые: первая цель – удобочитаемый человеком исходный код, снабженный комментариями, объясняющими назначение использованных переменных и операторов
ФИО студента (второму студенту не забыть стереть мой копирайт
), служебная информация для компилятора (нпр., директивы оптимизации, отладки) и т.д.; вторая цель – получение исполняемого кода.
Итак, имеем два несовпадающих сообщения, приводящих к одним и тем же результатам:
1) для одинаковых данных программы выдают одинаковые результаты (с точностью до погрешности округления, м.б. разной)
2) оба студента получают зачет.
Отсюда:
- вывод 1: многоцелевой характер сообщений не дает возможность просто (одной цифрой) выразить ценность информации, т.е. для какой-то цели часть информации может иметь нулевую цену. Например, компилятору комментарии (кроме директив) не нужны. Но они могут очень помочь студенту (особенно второму) на сдаче зачета объяснить преподавателю что и как делает его программа.
- вывод 2: количество информации не может дать однозначной оценки знаний студента. Действительно, позаимствованная у меня вторым студентом программа работает правильно, но это не значит, что студент достоин зачета. Если студент вдумался и разобрался, то достоин. (Чтобы проверить знания, преподаватель может попросить студентов зациклить их программы, т.е. чтобы можно было вводить числа не перезапуская, а, получив число 0 на входе, программа заканчивала счет.) Первый студент мог плохо отформатировать исходный текст, а второй навести красоты: поставить свою фамилию в рамочку, добавить пустые строки. Первому стоит сделать замечание, а второго похвалить за оформление, но на результат зачета такая дополнительная информация повлиять не должна.
- вывод 3: в реальности сообщения не изолированы от окружающей среды и при преобразовании сообщений используется дополнительная информация, точное количество которой оценить в общем случае невозможно. Так, объясняя работу своей программы, студенты используют знания, которые они получили в ходе занятий и самостоятельной подготовки. При переводе сообщения с ЯВУ в инструкции процессора используются знания (правила), заложенные в компилятор и т.д.
- вывод 4: даже исходный код на ЯВУ нельзя назвать формальным. При том, что ЯВУ – формальный язык, комментарии пишут на естественном неформальном языке (ср. с математическим текстом: кроме формул там еще обычно бывают слова естественного языка, т.о. язык математики строго формальным не является).
- вывод 5: высказанные в данном обсуждении претензии к Шеннону и к computer sci. несправедливы. С тем же успехом можно высказать претензии к математике и к любой другой науке, что не все ее цели достигнуты и не все задачи решены.
Эти выводы можно сделать и из стартового примера:
Как например мерять изменение знаний студента по математике когда ему прочли новую теорему?
1й студент просто заучил и не может ни к чему применять. У него должна быть одна мера
2-й студент переварил эту же теорему творчески. Посмотрел применимость порешал задачки. Появилось знание о ее применимости и мастерство решения в классе задач.
«переварил эту же теорему творчески» - т.е. использовал дополнительную информацию, полученную им ранее при изучении математики, «порешал задачки» - опять доп. информация… От студента требуют не просто знания новой теоремы, а чтобы эта теорема вошла в систему его мат.знаний. Если знания не систематизированы, то и "переварить" новую теорему этот студент не сможет. Проблема в оценке систематичности знаний студента, а не в количестве байтов текста теоремы.
PS BTW:
Вопросами выделения знаний из информации сейчас занимаются такие направления как"искусственный интеллект","инженерия знаний", проблемно-ориентированные "экспертные системы но никак не информатика.
AI - часть computer sci.