Не является ли это единственным способом ввести скалярное произведение АНАЛИТИЧЕСКИ (в виде формулы)? Если нет, то приведите пример, как его можно задать "совсем совсем по другому", тем не менее аналитически.
Ну, можно так.
Шаг 1. Определяем скалярное произведение аксиоматически:
скалярным произведением на векторном пространстве
называется функция, которая каждой упорядоченной паре векторов
ставит в соответствие число (будем обозначать его, например,
), удовлетворяющее следующим аксиомам:
E1. ;
;
E2. ;
E3. ;
E4. .
Доказываем всякие полезные свойства скалярного произведения, определяем норму вектора (
), доказываем неравенство Коши - Буняковского, разные свойства нормы.
Шаг 2. Вводим понятие ортонормированной системы векторов, изучаем ортонормированные системы векторов. Определяем ортонормированные базисы (в конечномерном случае), показываем их существование (процессом ортогонализации).
Шаг 3. Доказываем, что в ортонормированном базисе скалярное произведение записывается именно такой формулой, которую любят "практически все авторы учебников".
В трехмерном пространстве для целей "школьной" геометрии, на мой взгляд, удобно использовать инвариантное определение
.
Да. В этом случае можно начать с того, чтобы проверить выполнение свойств E1—E4. При этом удобно использовать проекции и их свойства.